В берлинском Martin-Gropius-Bau открылась выставка «Гурлитт: инвентаризация. Арт-дилер в нацистской Германии» («Bestandsaufnahme Gurlitt»). Двести пятьдесят картин из коллекции Корнелиуса Гурлитта, которые считались уничтоженными нацистами, теперь доступны для публичного просмотра.

История собрания Корнелиуса Гурлитта стала сенсацией 2013 года. Тогда выяснилось, что скромный потомок знаменитой семьи — его дед был известным историком искусства, а прадед композитором — скрывал коллекцию картин, многие из которых были конфискованы нацистами.

Корнелиус был сыном арт-дилера Гильдебранда Гурлитта, который с 1920-х годов собирал творчество художников-модернистов. При нацистах, несмотря на еврейские корни, Гильдебранд не был репрессирован. По поручению Геббельса, он продавал конфискованные произведения искусства модернизма, признанного «дегенеративным», за границу. И даже участвовал в формировании Музея фюрера в Линце. После войны Гильдебранд заявил, что был поражен в правах, а большая часть коллекции погибла при бомбежке в Дрездене. На оставшиеся сто работ он доказал свое право собственности. После того как дилер погиб в 1956 году в автокатастрофе, коллекцию унаследовал его сын Корнелиус.

В 2010 году Корнелиус Гурлитт привлек к себе внимание полиции, перевозя через границу крупную сумму денег. После проверки личности выяснилось, что он не имеет легальных источников дохода, медицинской страховки и никогда не платил налоги. В результате обыска в мюнхенской квартире Корнелиуса была обнаружена коллекция из полутора тысяч картин примерной стоимостью €1,5 млрд. Гурлитт много лет скрывал  работы титанов модернизма — Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Оскара Кокошки, а также огромную коллекцию работ немецких экспрессионистов, которые считались уничтоженными. Среди них картины Эмиля Нольде, Франца Марка, Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Бекмана.

После проведенного расследования было обнаружено, что около шестисот работ были конфискованы нацистами у евреев, ставших жертвами Холокоста. Часть коллекции происходит из собраний немецких музеев, эти полотна Гильдебранд Гурлитт выкупил за свои деньги. В 2014 году Корнелиус скончался, завещав свое собрание Художественному музею Берна. Первый показ выставки уже прошел в музеях Берна и Бонна. Теперь «клад Гурлитта» можно увидеть и в Берлине.

 Claude Monet
«Waterloo Bridge»
1903
Foto: David Ertl
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Albrecht Dürer
«Knight, Death and Devil»
1513
Photo: David Ertl
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Auguste Rodin
«Crouching woman»
c. 1882
Photo: David Ertl
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Edgar Degas
«Woman Bathing»
Photo: Mick Vincenz
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Jean­ Louis Forain
«Profile of a Lady»
1881
Photo: Mick Vincenz
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Lucas Cranach the Younger
«The Christ Child with the Infant Saint John the Baptist»
1540 (?)
Photo: Mick Vincenz
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Henri de Toulouse-Lautrec
«Divan Japonais»
1892-1893
Photo: Mick Vincenz
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Édouard Manet
«Sea in Stormy Weather»
1873
Photo: Mick Vincenz
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Georges Seurat
«Strolling Woman»
c. 1882
Photo: Mick Vincenz
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Paul Signac
«Quai de Clichy»
1887
Photo: Mick Vincenz
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Pablo Picasso
«Still Life with Glass and Fruit»
1909
Provenance undergoing clarification
Currently no indications of looted art Succession Picasso VG Bild-Kunst, Bonn

Edvard Munch
«Eifersucht I»
1896
Provenienz in Abklärung / aktuell kein Raubkunstverdacht

Wassily Kandinsky
«Heavy Floating»
1924
Kunstmuseum Bern, Bequest of Cornelius Gurlitt

Otto Griebel
«Woman with veil»
1926
© Matthias Griebel
Photo: David Ertl
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Max Beckmann
«Zandvoort Strandcafé»
1934
Photo: Mick Vincenz
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH VG Bild-Kunst, Bonn 2018

Otto Dix
«Girl»
Provenance undergoing clarification
Currently no indications of being looted art Kunstmuseum Bern VG Bild-Kunst, Bonn 2018

Emil Nolde
«The Fisherman’s Children»
1926
Provenance undergoing clarification
Currently no indications of being looted art

© Nolde Stiftung Seebüll

Franz Marc
«Seated Horse»
1912
Provenance undergoing clarification
Currently no indications of being looted art

August Macke
«In the Palace Garden at Oberhofen»
1914
Kunstmuseum Bern, Bequest of Cornelius Gurlitt

Otto Mueller
«Portrait of Maschka Mueller»
1924-1925
Kunstmuseum Bern, Bequest of Cornelius Gurlitt

Kirchner Ernst Ludwig
«Two Nudes on a Bed / Two Models»
c. 1907/08
Kunstmuseum Bern, Bequest of Cornelius Gurlitt

George Grosz
«Streetscape»
Provenance undergoing clarification
Currently no indications of being looted art Estate of George Grosz, Princeton, N.J. VG Bild-Kunst, Bonn 2018

Otto Griebel
«Hippodrome in St. Pauli»
1923
© Matthias Griebel Photo: Mick Vincenz
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Conrad Felixmüller
«Couple before Landscape»
1921
Provenienz bislang nicht aufklärbar VG Bild-Kunst, Bonn 2018

Heinrich Louis Theodor Gurlitt
«Pyramid of Cestius with Funeral Procession»
Photo: Mick Vincenz
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Cornelia Gurlitt
«Untitled / Two Women»
Provenance undergoing clarification
Currently no indications of being looted art

Bernd Lammel, 2018
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Bernd Lammel, 2018
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Bernd Lammel, 2018
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Bernd Lammel, 2018
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Bernd Lammel, 2018
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH

Bernd Lammel, 2018
© Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland GmbH