Активный интерес к дизайну на Ближнем Востоке стали проявлять относительно недавно; если смелой и экспериментальной архитектурой верхушка местного общества увлекается уже несколько десятилетий, то выставки современного дизайна, коллекционеры и галереи, дизайнеры и студии по-настоящему «развернулись» только в последние десять лет. Одним из признанных центров современного дизайна на Ближнем Востоке сегодня считается Дубай: с 2013 года здесь проходит выставка Downtown Design, а с 2015 года в квартале дизайнерских галерей, магазинов и кафе D3 проходит Неделя дизайна Дубая, на которой можно увидеть работы как местных дизайнеров и мастеров, так и интересные проекты из разных уголков региона. Благодаря Неделе дизайна, география культурных событий в Дубае расширяется: так, в прошлом году к программе прибавились выставки на авеню Alserkal и галерея DRAK на бывшей фабрике в районе Ras Al Khor, а в 2018 году планируется открытие DIDI (Дубайского института дизайна и инноваций) в здании по проекту Нормана Фостера. Осеннюю Неделю дизайна в Дубае дополняет ежегодная выставка коллекционного дизайна Design Days Dubai, которая проходит в марте.

Один из самых заметных дизайнеров Дубая ливанец Фади Сариеддине работает здесь с 2013 года, создавая современную мебель с выразительными формами и необычными сочетаниями материалов, активно привлекая традиционные ремесленные технологии. Большинство его коллег стремятся не просто изготавливать мебель, соответствующую международным стандартам качества, но и сохранять этническую идентичность и местную специфику. Кто-то внедряет редкие техники, характерные для ближневосточного декоративно-прикладного искусства, кто-то использует яркие мотивы местной архитектуры и орнаментального искусства, давая им новое прочтение в современной форме.


Дизайнеров-женщин в Дубае, кажется, не меньше, чем мужчин, и это радует. Некоторые специализируются на определенном материале. Например, Зейнаб Аль-Хашеми — мастер по стеклу, она создает как сложные инсталляции из стекла, так и предметы обстановки. Зулейка Пенниман вообще-то дизайнер ювелирных украшений, но по совместительству автор потрясающих светильников и предметов мебели из кремовых кораллов. Другие дизайнеры, такие как Талин Хазбар и Алжуд Лутах, проектируют и мебель, и аксессуары для дома, работая с разными материалами и техниками.


Ежегодная Неделя дизайна в Ливане проводится вот уже шесть лет, но в этом году инсталляции и выставки на мероприятии были особенно заметными и привлекли внимание мировой прессы. Одним из главных событий стала выставка Speculative Needs, на которой были показаны работы студентов пяти ливанских университетов. Тема выставки — предметы и гаджеты, которые могли бы понадобиться человеку в будущем. Среди самых интересных и странных экспонатов — генератор съедобных элементов с человеческого тела, генная лаборатория по разведению тараканов, «переводчик» с языка эмоджи и подарочные наборы на свадьбу с ДНК дарителя.


Провокационный, экспериментальный и концептуальный дизайн — знакомое явление для Бейрута: именно здесь в 2010 году открылась первая на Ближнем Востоке галерея современного коллекционного дизайна Carwan Gallery. Еще пара проектов со смыслом от местных авторов — участников Недели дизайна: дизайнер Карма Дабаги придумала мемориальные скульптурные объекты «Perpetual Presence», с помощью которых можно почтить память, а художница Паола Сакр создала экологичные контейнеры «Morning Ritual» из композитного материала на основе использованной кофейной гущи и старых газет. Просто красивые вещи в Ливане тоже делать умеют, объединяя традиционную для региона тягу к роскошным материалам и филигранным орнаментам и новейшие технологии. Одно из самых заметных дизайн-бюро Бейрута — дуэт david/nicolas, который занимается как интерьерным, так и предметным дизайном.


Стамбул известен своей Биеннале дизайна, которая проводится с 2012 года: здесь местные дизайнеры, художники и архитекторы могут увидеть множество интересных проектов, представленных авторами со всего мира. Правда, с предметным дизайном биеннале связана мало: кураторы выбирают концептуальные проекты и инсталляции специалистов из разных сфер — от архитектуры и археологии до скульптуры и инженерии. Кажется, дизайнерское сообщество Стамбула пока еще растет и напитывается идеями соседей — европейцев и азиатов, а также вдохновляется традициями собственной культуры. Многие талантливые дизайнеры уезжают за рубеж, чтобы получить дополнительное образование, как, например, Реззан Хасоглу, о которой мы писали в обзоре работ выпускников Лондонского колледжа искусств.


В Израиле, как показывают местные Недели дизайна последних лет (2016 года в Тель-Авиве, 2017 года в Иерусалиме), сразу два центра дизайна. Тель-Авив, город с особенной архитектурной историей, известен своими отличными интерьерами и хорошим вкусом. Атмосфера здесь располагает к творчеству: в Тель-Авиве много галерей и музеев (в том числе серьезный Музей дизайна в Холоне), кафе, ресторанов и отелей, многие из которых стремятся создать уникальную обстановку, привлекая местных производителей и дизайнеров. Здешние дизайн-студии опираются на эстетику, близкую многим молодым европейским и американским дизайнерам: минимализм в сочетании с оригинальными деталями, необычный подход к выбору материалов и их использованию, внедрение продвинутых технологий. Так, дизайнер Бар Ганц придумала простую, но элегантную коллекцию мебели, созданную из гнутой фанеры, Итай Охали разрисовывает мелкими штрихами вазы и создает лампы, похожие на мобили Александра Колдера, студия Shulab делает мебель из металлических труб. В Иерусалиме дизайнерская активность группируется вокруг Академии искусств и дизайна «Бецалель», где преподают и учатся многие талантливые дизайнеры. Недавно появилось и местное объединение дизайнеров Jerusalem Design Collective, в которое уже вошли девять студий. Помимо предметного дизайна, многие занимаются здесь и концептуальными проектами с социальной или политической подоплекой. Профессор Академии «Бецалель» Эзри Тарази создал стол «Halab Is Gone» «по мотивам» новостей о разрушении Алеппо, а его студент Ифтак Газит придумал брутальную мебель из бетона, напоминающую о военных действиях на Ближнем Востоке. Этой весной мы рассказывали о проекте израильской студии Iota, задействовавшей для создания своих вязаных пуфов женщин из местных общин с высоким уровнем безработицы.