Рядом со средневековым городом Яффа шумит современный Тель-Авив, в 1909 году еще окраина на песчаных дюнах. Застраивалась его территория весьма хаотично, архитектурный облик отличался известной долей эклектизма. Ситуация изменилась, когда, спасаясь от нацистов, в Палестину хлынули переселенцы из Европы, а также и те, кто приехал из бывшей царской России. А среди них — немало архитекторов, получивших образование в школе Баухауз в Германии, университетах Бельгии, Франции, Австрии. Их ждал нуждающийся в новых зданиях Тель-Авив, точно идеально чистый холст, благоприятно воспринявший эстетичный, функциональный и экономичный стиль Баухауза с его длинными балконами, плоскими крышами, белыми стенами. Новаторский метод предполагал быстрое и недорогое строительство, а социалистическая атмосфера тогдашней Палестины способствовала воплощению всех замыслов импортируемого стиля. Кварталы центра, комплекс из четырех сотен модернистских построек 1930–40-х годов названный Белым городом за белый цвет, адаптированный к средиземноморскому климату, в 2004 году получил от ЮНЕСКО статус объекта мирового наследия.
Архитектура Баухауза в Тель-Авиве — история о том, как зерна знаний, посеянные Вальтером Гропиусом, Ханнесом Мейером и Людвигом Мис ван дер Роэ, дали всходы в земле обетованной.
Дом Бруно
Архитектор Зеэв Халлер
1933 г.
ул. Штраусс, 3
Зеэв Халлер изучал архитектуру в Высшем техническом институте в немецком Дармштадте, в 1932 году открыл собственную фирму в Тель-Авиве. Здание первоначально задумывалась трехэтажным, плюс цоколь. Позднее было добавлено два этажа. На фасаде акцент сделан на непрерывной и плавной линии уютных балконов, ориентированных на улицу Штраусс.
Дом Авраама Соскина
Архитектор Зеэв Халлер
1933 г.
ул. Лилиенблюм, 12
Дом Авраама Соскина, известного фотографа, начавшего карьеру в царской России, уехавшего в Израиль в 1905 году и основавшего первое в Тель-Авиве фотоателье. Оно располагалось в подвале и на двух этажах дома на улице Лилиенблюм. Постройка Зеэва Халлера с плоской крышей признана классическим образцом «интернационального стиля» в архитектуре. Конструкция балконов и окон способствует циркуляции воздуха и тому, чтобы внутренние помещения не накалялись под лучами палящего солнца. В настоящее время в доме располагаются четыре жилых квартиры.
Дом Рубинского
Архитектор Абрахам Маркусфельд
1935 г.
ул. Шенкин, 65
Дом воплощает принцип свободного фасада, провозглашенный Ле Корбюзье. Наружные стены прорезаны узкими лентами оконных проемов. Колонны слегка выступают за пределы фасада. Декоративными элементами служат навесы и бетонные балки. Три флигеля расположены вокруг лестничной клетки здания. Позднее был надстроен пентхаус, который мало заметен с улицы, и установлен лифт.
Дом Якобсона
Архитектор Эмануэль Хелбрехт
1937 г.
ул. Левонтин, 28
U-образное в плане здание сформировано вокруг просторного внутреннего двора. Два входа находятся на улице Левонтин. В доме, занимающем угловое положение, согласно проекту, было предусмотрено смешанное использование: жилье, офисы и магазины в нижнем этаже. И эти решения не нарушены до сих пор.
Дом Брауна —Рабинского
Архитекторы Йозеф и Зеэв Берлины
1932 г.
бульвар Ротшильда, 82
Отец и сын Берлины родились в Петербурге. В Израиль перебрались в 1921 году. Зеэв уехал учиться архитектуре в Брюссель, в 1931 году вернулся и приступил к работе по специальности в качестве партнера отца. Дом на углу бульвара Ротшильда, одной из главных туристических артерий Тель-Авива, и улицы Мазе задумывался трехэтажным с двумя квартирами на этаже. Пентхаус постройку дополнил позднее. Характерная деталь, которая делает дом узнаваемым, — вертикальная лестница, играющая роль формирующей оси. Горожане сравнивают этот элемент с термометром.
Дом на бульваре Ротшильда, 61
Архитектор Соломон Гепштейн
1932 г.
Это асимметричное здание с плоской крышей и прямоугольными балконами состоит из трех объемов, как бы ступенчато расположенных друг относительно друга. Прием несколько нарушает непрерывность линии фасада. Автор здания Соломон Климентьевич Гепштейн — архитектор с весьма яркой судьбой. Выпускник Одесского реального училища и петербургской Академии художеств, занимался журналистикой и входил в редколлегию газеты «Рассвет». После 1917 года работал заведующим издательством Наркомата юстиции РСФСР. С 1924 года Гепштейн в Израиле и активно строит здания в стиле Баухауз. Из нескольких сотен его произведений наиболее известен кинотеатр «Алленби» в Тель-Авиве.
Дом на улице Мари, 3
Архитектор Бен-Ами Шульман
1937 г.
Здание, построенное для Виктора Наги, сотрудника Всемирного еврейского союза, составлено из двух объемов и отличается ритмом глубоких лоджий. Архитектор Бен-Ами Шульман родился в Яффе, архитектуру постигал в Брюсселе у Виктора Орта и был весьма увлечен использованием панельных стеклянных фасадов.
Дом Эрлиха
Архитектор Зеэв Халлер
1933 г.
ул. Герцль, 79
Еще одно произведение Халлера, дом с интенсивно выступающей балконной линией маркирует собой угол улиц Герцль и Флорентин. Его заказчиком выступил Цадок Эрлих, один из основателей металлургической промышленности Израиля. Полосами окон автор проекта выделил горизонтали, роль вертикали отведя «термометру» лестничной клетки. Ну а беседка на крыше — типично тель-авивский прием модернистской архитектуры.
Дом Элишава
Архитекторы Йозеф и Зеэв Берлины
1931 г.
ул. Мазе, 27
Первоначально трехэтажное здание отвечает всем характерным признакам интернационального стиля, с протяженными балконами, непрерывным окном лестничного марша, расчерченным металлической расстекловкой. В 1950-е годы муниципалитет решил, что здание надо бы щедро «запескаструить» штукатуркой и нарастить парочкой этажей, что, безусловно, испортило оригинальный внешний вид постройки архитектурной династии Берлинов. Впрочем, Белый город тогда еще не пребывал под надежной охраной ЮНЕСКО.
Дом доктора Леона Пайнса
Архитектор Ицхак Рапопорт
1938 г.
ул. Иегуды Галеви, 79–81
Здание, основанное на принципах симметрии, имеющее два входа, построено на двух соседних участках. Архитектурный образ свидетельствует о бережном отношении автора проекта к деталям. Ицхак Рапопорт, родившийся в украинском Бердичеве и вместе с родителями переехавший в Израиль в 1914 году, всю жизнь дополнял профессиональное образование. В списке учебных заведений, где Рапопорт отметился, школа «Альянс» в Александрии, гимназия «Герцлия» в Тель-Авиве, Высшее техническое училище в Берлине.