С момента их разделения в начале XX века ремесло и дизайн успешно сосуществуют: некоторые промыслы отошли в прошлое, но многие продолжают жить и развиваться. Более того, промышленные дизайнеры постоянно обращаются к ремесленным техникам и эстетике ручного производства за вдохновением и идеями. Так, в 1960–70-х годах произошел резкий скачок интереса к керамике ручной работы — явление, изменившее и облик промышленных товаров, которые копировали естественные изгибы, неровности и шероховатости сделанных на гончарном круге предметов. Обозреватели замечают, что и сегодня дизайнеры и мебельные бренды все чаще используют редкие локальные техники работы с материалами и делегируют производство ремесленникам из самых разных стран.

Для крупных компаний это еще и возможность поддержать экономически нестабильные регионы, дав работу местным жителям. Для дизайнеров — огромное поле для экспериментов над проектами, совмещающими опыт и традиции ремесла и эстетику современного дизайна. Британец Себастиан Кокс говорит: «Я не сентиментальничаю, не ностальгирую и не грущу о том, что промыслы канут в небытие. Меня приводит в восторг возможность обнаружить новые — конкретно для меня и для современного дизайна в целом — способы применения материалов и техник». В нашей подборке — лучшие из недавних предметов, коллекций и проектов с выразительной «ремесленной» составляющей.

Коллекция посуды Yixing, Кристофер Дженнер

Во время своей поездки по Китаю дизайнер из ЮАР Кристофер Дженнер открыл для себя исинскую глину и посуду, которую из нее производят. Он выяснил, что чайники и чайные сервизы из этой глины изготавливают в регионе с X века нашей эры и они издавна считаются идеальными для заваривания чая. Изучив свойства материала и технологию производства, Дженнер выпустил собственный сервиз — функциональный и лаконичный, с латунными и деревянными деталями, подчеркивающими красоту материала.


Пуфы и табуреты, Iota

Израильская компания Iota с 2014 года производит предметы обстановки, созданные с помощью ремесленников, которые проживают в районах с высокой безработицей. Их новая серия включает в себя пуфы, подушки и табуреты, связанные крючком.


Мебель из натурального дерева Себастиана Кокса

Молодой британский дизайнер Себастиан Кокс построил всю свою деятельность вокруг идеи грамотной и вдумчивой адаптации ремесленных техник к современной эстетике и новой функциональности. Результаты его работы просто прекрасны: это деревянная мебель естественных тонов с плетеными элементами, в которой чувствуется тщательная работа и ума, и рук. Помимо освоения британских традиций работы с деревом, дизайнер вступает в сотрудничество с зарубежными коллегами: так, совместно с компанией L’Arte del Legno Кокс изучил широко распространенные в итальянской провинции Трентино техники плетения корзин и спроектировал одноименный сервант со встроенными корзинами-контейнерами.


Серия Powder Variations, Carl Emil Jacobsen

Скульптурные объекты датчанина Карла Эмиля Якобсена, показанные в Милане в рамках выставки Mindcraft, выражают протест дизайнера против стандартизированных современной промышленностью цветов и фактур. Якобсен собственными руками создает уникальные цветные пигменты, отыскивая красивые камни, куски черепицы и кирпича и перемалывая их в порошок.


Сборная мебель из бамбука Soba, Стефан Диес

С традиционными способами работы с бамбуком немецкий дизайнер Стефан Диес ознакомился на одной японской мануфактуре, коллаборацию с которой организовала компания Japan Creative. Диес создал несколько предметов из стволов бамбука, которые легко можно собрать при помощи прочной синтетической веревки и деревянных креплений. Дизайнер решил использовать необработанный бамбук — он меняет окраску со временем и эффектно контрастирует с элементами из прозрачного стекла.


Коллекция качелей и гамак Sipp og Hoj!, Торунн Арнадоттир

Для создания ярких качелей и плетеного гамака исландка Торунн Арнадоттир задействовала мастеров по плетению рыболовных сетей с мануфактуры Egersund и ремесленников Торхаллура Торвальдссона и Торхаллура Арнасо из восточной Исландии. По словам автора проекта, его цель — показать, что привычные промыслы могут служить самым разным современным целям, а также наладить связь между дизайнерами и мастерами для совместного творчества.


Подносы Flore, Давиде Акуини

Дизайнер Давиде Акуини решил по-новому показать красоту традиционных для Италии мозаичных полов и создал подносы-вазы с выложенной вручную мозаикой и минималистскими ручками. Акуини пригласил для сотрудничества мастера художественной мозаики Урсулу Корси, которая выложила в технике римской мозаики цветочные и растительные узоры, вдохновившись мраморными орнаментами из собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.


Коллекция контейнеров Store, Industrial Facility

Еще одна серия предметов, ставшая результатом деятельности Japan Creative, — коллекция контейнеров Store, созданная британскими дизайнерами Industrial Facility в сотрудничестве с фабрикой лаковой посуды Sekisaka. Дизайнеры спроектировали лаконичные банки для хранения сыпучих продуктов в традиционной японской технике лака и дополнили их матовыми деревянными крышками.


Мебель Marni

Новая мебельная коллекция модного дома Marni сделана вручную колумбийскими ремесленниками, которые использовали традиционные техники плетения в сочетании с современным материалом — проводом ПВХ.


Текстиль и объекты LRNCE

Бельгийка Лоранс Ленарт переехала в Марракеш и, вдохновившись местным колоритом и ремесленными традициями, стала изготавливать эти необычные ковры, посуду и зеркала с абстрактными узорами в духе примитивизма.


Столики и чаши Wonderwood

Wonderwood — это фантазия на тему техники маркетри, которую дизайнер Ришар Ясмин воплотил совместно с ливанскими ремесленниками. Чаша и поднос (они могут использоваться как сами по себе, так и в качестве столешниц) сделаны из разных асимметричных кусочков дерева, филигранно подогнанных друг к другу.


Акустические гобелены, Николетт Брунклаус

Голландка Николетт Брунклаус вдохновилась не только традициями ткачества, но и старинными гобеленами, которые обеспечивали дополнительную шумоизоляцию в домах, и создала их современную версию — тканые акустические панели с абстрактными узорами и длинной бахромой


Объекты Utopia & Utility

Бюро Utopia & Utility поставило своей целью совместить функциональность и красоту, дизайн и ремесленные традиции: концепцию предметов разрабатывает креативный директор бюро Пиа Вюстенберг, а воплощают ее ремесленники в мастерских и мануфактурах по всей Европе. Бюро специализируется на объектах из дутого стекла, которое дополняют деталями из дерева, пробки и металла.