Выдающийся график и живописец Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955), певец городских видов, бескрайних и безлюдных невских перспектив, величественной петербургской архитектуры, угловатых колонн Биржи, сумрачных силуэтов Петропавловки, входила в художественное объединение «Мир искусства». Александр Бенуа, лидер кружка, назвал Остроумову-Лебедеву «одной из самых цельных и типичных фигур». Целый год довелось дочери сенатора Петра Остроумова практиковаться в Париже в мастерской Джеймса Уистлера. В 1905 году Анна Петровна вышла замуж за ученого-химика Сергея Васильевича Лебедева, впервые синтезировавшего каучук в промышленном масштабе.

Работать Остроумова-Лебедева предпочитала в деревянной гравюре, технике, не допускающей поправок, и до конца жизни оставалась верна этой страсти: «А как прекрасен бег инструмента по твердому дереву. Доска так отшлифована, что кажется бархатной, и на этой блестящей золотой поверхности острый резец стремительно бежит, и вся работа художника — удержать его в границах своей воли», — писала она.

Ostroumova_Lebedeva2

«Вид с Тучкова моста в Петербурге»
1912

Наряду со знаковыми произведениями Остроумовой-Лебедевой, такими как «Екатерининский канал» (1910), «Дворец Бирона и барки» (1916), «Венеция. Большой канал» (1916), «Снасти» (1917), в экспозицию в Русском музее войдут фотографии, письма и рабочие инструменты художницы, необходимые для резьбы и печатания, в том числе гравированные пальмовые и линолеумные доски. Но не только. На выставке будут представлены и произведения из ее личной коллекции — графические листы Георгия Верейского, Николая Купреянова, Константина Сомова, а также гравюры японских художников XVIII–XIX веков, повлиявших на развитие индивидуальной манеры Остроумовой-Лебедевой: Кацусики Хокусая, Кацукавы Сюнсена, Рюсая Сигэхару, Андо Хиросигэ.

Ostroumova_Lebedeva3

«Дворец Бирона и барки»
1916

Grigorij Kravchenko +7 921 331 80 46

«Венеция. Столбы»
1911