Музеи Кремля открывают долгожданную выставку, подготовка к которой длилась несколько лет. Институт костюма Киото, основанный в 1978 году, впервые привозит из Японии в Россию коллекцию женской одежды европейских домов высокой моды. Акцент сделан на стиле между двух войн — ар-деко.

Оказавший воздействие на мир изящных искусств и современного дизайна, затронув буквально все его сферы, от архитектуры до бытовых предметов, вдохновленный модерном и модернизмом, культурой африканских племен, ар-деко не сдает позиций, оставаясь по-прежнему актуальным. Внимание сфокусировано именно на этом последнем мировом стиле, приметы которого демонстрируются через яркие и динамичные силуэты женских туалетов и изысканные украшения 1910-х — 1930-х годов, предоставленные ювелирными домами Cartier и Van Cleef & Arpels.

В Одностолпной палате Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы покажут извлеченные из архива Института Киото, входящего в четверку лучших музеев моды, вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли. Зритель познакомится с особой разновидностью платьев из женского гардероба эпохи ар-деко, известных как «роб де стиль», и романтическими «бельевыми» нарядами из тончайших тканей с нежнейшими вставками. Увлечение японизмом, возникшее после выставок начала ХХ cтолетия, отразилось на спускающемся с плеч домашнем платье и цельнокройных пальто, смахивающих на кимоно.

EleganceSplendourArtDeco6

Пальто дизайна Поля Пуаре | Традиционное домашнее платье
Франция, около 1925 | Япония, 1900-е
Коллекция Института костюма Киото
Фото: Такаси Хатакэяма

В парадном придворном платье со шлейфом Уиллия Пейдж, супруга американского посла в Британии Уолтера Пейджа, была представлена королю Георгу V и королеве Марии в Сент-Джеймсском дворце 14 февраля 1914 года. Этот мемориальный наряд приезжает в Москву.

Парадное придворное платье со шлейфом Франция, 1914 Модный дом Worth

Парадное придворное платье со шлейфом
Франция, 1914
Модный дом Worth
Коллекция Института костюма Киото
Фото: Такаси Хатакэяма

Коллекция Van Cleef & Arpels предоставляет экспонат с любопытной историей, а именно платиновую пудреницу «Синий поезд» из несессера, усыпанного изумрудами, сапфирами и бриллиантами, который господин Барнато, председатель правления концерна Bentley, заказал в 1931 году в подарок жене в ознаменование выигранного им пари. Барнато добрался от Канн до Парижа быстрее, чем «Синий поезд», ходивший по этому маршруту.

EleganceSplendourArtDeco2

Пудреница «Синий поезд»
Париж, ок. 1931
Коллекция Van Cleef & Arpels

Колье-воротник от Van Cleef & Arpels — прекрасный образец модернистской эстетики ар-деко, где были использованы не только бриллианты с разнообразной огранкой, но и десять колумбийских изумрудов весом 165 карат. Вещица принадлежала египетской принцессе Фаизе, дочери египетского короля Фуада I.

Колье-воротник Париж, 1929 Коллекция Van Cleef & Arpels

Колье-воротник
Париж, 1929
Коллекция Van Cleef & Arpels

Кураторы вспомнили знаменитую парижскую Международную выставку современных декоративных и промышленных искусств 1925 года, впоследствии давшую название стилю ар-деко. Как раз тогда Луи Картье и Жанна Ланвен впервые представили одежду и украшения как единый ансамбль. Та же концепция легла в основу проекта в Музеях Кремля.

Несессер «Китайская ваза» Париж, 1927 золото, платина, оникс (корпус), изумруды, сапфиры, коралл, бриллианты, алмазы огранки «роза», бежевая, красная, белая, зеленая, желтая и черная эмаль Коллекция Cartier

Несессер «Китайская ваза»
Париж, 1927
Коллекция Cartier