В Национальной портретной галерее Лондона проходит выставка «Семейный альбом Томаса Гейнсборо». Пятьдесят портретов членов семьи классика английской живописи собрали из музеев мира и частных коллекций, некоторые из них впервые показываются публично.
Томас Гейнсборо — первый английский живописец, который создал семейную портретную галерею. Родственников он писал не ради заработка, а только по велению сердца и, как говорят, для души — своим состоянием и положением Гейнсборо был обязан прежде всего заказам аристократии, в том числе и английской королевы.
Романтичные образы Гейнсборо разительно отличались от строгих парадных портретов времен классицизма. Герцоги и герцогини, графы и графини, актрисы, дамы полусвета и прочие леди и джентльмены были изображены им на лоне природы, в парке, мечтательные и даже слегка растрепанные. При этом портреты Гейнсборо следовали духу времени. На смену героическому классицизму пришел сентиментализм с его культом естественности — стало прилично открыто предаваться чувствам. Поэтому семейные портреты, демонстрирующие теплые родственные отношения, оказались очень даже в тренде.
Стоит отметить, что семейство Гейнсборо было многочисленным, так что писал он много и без устали, а собрать вместе все работы с изображениями родственников вряд ли возможно. В нынешней экспозиции есть портреты его матери, сестер, братьев, племянников, жены, детей и совсем уж умильное изображение двух собачек — Тристрама и Фокса. Впервые на выставке можно увидеть ранний портрет отца художника.
Но особенно трогательны портреты его дочерей — Маргарет и Мэри, их на выставке двенадцать. Первый двойной портрет сестер был создан, когда Мэри исполнилось восемь, а Маргарет четыре. Это один из самых знаменитых детских портретов за всю историю — малышки изображены за ловлей бабочки. На последнем портрете Мэри и Маргарет — взрослые дамы, судьба которых сложилась трагично. После неудачного замужества Маргарет сошла с ума, сестра же ухаживала за ней до конца жизни. На выставке можно увидеть и восемь автопортретов Гейнсборо, прошедшего крутой путь от провинциального художника до прославленного члена Королевской академии художеств.