Выставка «Коллекция Гельманов: мексиканское искусство XX века» работает в Palazzo Albergati в Болонье. На ней выставлен весь цвет искусства страны, в которой супруги-европейцы оказались совершенно случайно в конце 1930-х годов.
Жака Гельмана, родившегося в Санкт-Петербурге в 1909 году, богатые еврейские родители увезли из постреволюционной России в Германию в 1920-х. Там он обучался фотографии и кино до прихода нацистов к власти. Дальше его путь лежал в Париж, а еще позже, в конце 1930-х, в Мексику, где кинопроизводство, в которое во Франции он окунулся с головой, стремительно набирало обороты. В Мехико он стал продюсером фильмов Кантифласа, которого называли мексиканским Чаплиным, а в 1938 году познакомился с другой эмигранткой из Восточной Европы — чешкой Наташей Заколковой, совершавшей туристическую поездку по Мексике. В 1941-м они поженились, и в дальнейшем этот год называли началом своей коллекции искусства.
Основой собрания пары стала французская и испанская живопись начала прошлого века. В коллекцию вошли картины и рисунки Пикассо и Матисса, Брака и Леже, Вламинка и Гриса. В 1943 году Гельман заказал портрет Наташи уже известному художнику Диего Ривере, и в этот момент начался «роман» супругов с мексиканской живописью. Они стали немногими из тех, кто в ту пору интересовался латиноамериканским современным искусством, поэтому им и удалось собрать ту невероятную коллекцию, которую сегодня показывают в Болонье.
В экспозицию вошли работы Риверы и его знаменитой жены и музы Фриды Кало, Хосе Давида Альфаро Сикейроса и Марии Искьердо, Руфино Тамайо и Анхеля Зарраго, предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства времен «мексиканского ренессанса».