Кураторы Национальной галереи Виктории в Мельбурне подготовили выставку голландского графика Маурица Корнелиса Эшера, на которой посетителям предлагается не просто полюбоваться на экспозицию из 157 работ художника, но в буквальном смысле прогуляться по его фантазийному миру, полному оптических иллюзий. Это стало возможным благодаря тому, что дизайном выставочных залов занимались Оки Сато и его бюро Nendo, известное своими нетривиальными визуальными решениями и запоминающимися инсталляциями. Знаковое для художника сочетание черного и белого японские дизайнеры выбрали как основную цветовую тему, а главным графическим элементом, повторяющимся в инсталляциях, стала схематичная фигура дома с двускатной крышей, которая символизирует пространство.
Длинный темный коридор с движущимися проекциями приводит зрителя в первый зал с ранними работами Эшера. Полюбоваться ими можно, сидя на длинной белой скамье с «выдвинутыми» из нее домиками. Экспозиция в следующем зале рассказывает о симметрии и отражениях в творчестве графика, а само пространство дезориентирует посетителя благодаря черно-белым полоскам на стенах и зеркальной тумбе. Следующая галерея и вовсе похожа на архитектурную инсталляцию: крыши домов, расставленных в четыре ряда, постепенно раскрываются, как лепестки цветка. После этих темных интерьеров контрастным и очень ярким кажется белый зал с черными металлическими конструкциями, которые служат и как крепления для гравюр. С определенных точек в комнате видно, что хаотично расставленные фигуры формируют контур того же домика. В центре круглого зала дизайнеры разместили ажурный светильник, сделанный из 55 000 металлических деталей. Он, как и другие десять предметов, созданных Nendo специально для выставки Эшера, войдет в постоянную коллекцию музея. Завершающий зал посвящен поздней работе художника «Змеи» (1969): проходя по нему, посетитель двигается по подсвеченной извилистой тропе, которая словно вырезана в бесконечном черном пространстве.
Созданные японскими дизайнерами интерьеры не просто выглядят как эффектный фон или развлекают, как большинство иммерсивных инсталляций; главная их роль — обучающая. Простые и эффектные образы, созданные Nendo, помогают зрителям разобраться в творчестве Эшера не хуже, чем развернутые аналитические подписи к его работам и аудиогиды.