Нынешнюю луврскую ретроспективу одного из самых известных французских художников XIX века Эжена Делакруа в Париже называют «исторической выставкой». Здесь собрали более 180 его полотен впервые с 1963 года.

Можно считать, что юбилей великого символиста и, как иногда называют Делакруа, «предтечи импрессионизма» главный французский музей начал отмечать еще в прошлом году: летом 2017-го в Лувре прошла большая выставка, посвященная Национальному музею Делакруа. А точнее — группе художников-модернистов, усилиями которых парижский дом, в котором Делакруа провел последние годы жизни, был спасен и превращен в музей его имени. Вместе с работами мастера тогда демонстрировались произведения и этих теперь не менее известных художников — Мориса Дени, Пьера Боннара и многих других, всех тех, на кого его энергичная и смелая живопись оказала влияние.

Лувр вообще обладает крупнейшим в мире собранием работ Делакруа, среди которых такие известные его шедевры, как «Свобода, ведущая народ», «Смерть Сарданапала» и «Захват Константинополя крестоносцами». Два последних монументальных полотна столь велики, что не поместятся ни в одном из экспозиционных залов Лувра, отданных под временные выставки. Кроме того, в музее находятся и потолочные фрески Делакруа в Галерее Аполлона, над которыми он работал в 1850–1851 годах. И именно поэтому юбилейная выставка превращается в своеобразный квест с тремя выставочными пространствами внутри одного музея.

В Париж съехались картины и графика Делакруа из многих французских музеев, нью-йоркского Метрополитен, институций Англии, Германии, Бельгии и Канады. Также в Лувр переедет «Христос в Гефсиманском саду» из парижской церкви Saint-Paul-Saint-Louis, в трансепте которой она обычно находится. Это первая картина на религиозный сюжет, заказанная молодому художнику в 1824 году. В музее ее экспонируют рядом со «Смертью Сарданапала», вместе с которой она была представлена на Парижском салоне 1827 года.

Eugène Delacroix
«The Barque of Dante»
1822
Musée du Louvre, Paris
© RMN-Grand Palais (musée du Louvre) / Franck Raux

Eugène Delacroix
«Massacres at Chios»
1824
Musée du Louvre, Paris
© RMN-Grand Palais (musée du Louvre) / Stéphane Maréchalle / Adrien Didierjean

Eugène Delacroix
«Young Orphan Girl in the Cemetery»
1824
Musée du Louvre, Paris
© RMN-Grand Palais (musée du Louvre) / Mathieu Rabeau

Eugène Delacroix
«Christ in the Garden of Olives»
1824-1827
Church of Saint-Paul- Saint-Louis, COARC, Paris
© COARC / Roger-Viollet

Eugène Delacroix
«Greece on the Ruins of Missolonghi»
1826
Musée des Beaux-Arts, Bordeaux
© Musée des Beaux-Arts, ville de Bordeaux. Cliché L . Gauthier, F . Deval

Eugène Delacroix
«Woman with a Parrot»
between 1826 and 1829 
Musée des Beaux-Arts, Lyon
© Lyon MBA / Photo Alain Basset

Eugène Delacroix
«The Death of Sardanapalus»
1827
Musée du Louvre, Paris
© Musée du Louvre, dist. RMN — Grand Palais / Angèle Dequier

Eugène Delacroix
«July 28, 1830: Liberty Leading the People»
1830
Musée du Louvre, Paris
© RMN-Grand Palais (musée du Louvre) / Michel Urtado

Eugène Delacroix
«Self-Portrait with Green Vest»
circa 1837
Musée du Louvre, Paris
© RMN-Grand Palais (musée du Louvre) / Michel Urtado

Eugène Delacroix
«Christ on the Sea of Galilee»
1854
The Walters Art Museum, Baltimore
© Baltimore, The Walters Art Museum