В Städel Museum во Франкфурте-на-Майне открылась выставка с говорящим названием «От Жерико до Тулуз-Лотрека. Французская литография XIX века». В экспозицию вошло более сотни произведений, от первых работ Гойи 1820-х годов до принтов Эдуара Вюйара последних лет позапрошлого века.
Экспозицию действительно открывают произведения Франсиско Гойи, великого испанца, чьи литографии и гравюры высоко ценятся коллекционерами. Всё объясняется просто: именно в 1820-х годах художник пребывал в изгнании во французском Бордо, где сделал свою первую знаменитую серию в технике «каменной печати» с быками. После изобретения литографии в 1798 году работа Гойи — он рисовал карандашом прямо на полированном камне — считается одним из первых шедевров, выполненных в новой технике.
Но истинный расцвет литографии пришелся на вторую половину XIX века во Франции — нигде в мире больше не занимались этим методом печати с таким усердием и нигде не достигли такого мастерства. Именно поэтому всю остальную часть экспозиции занимают творения французских художников, от академиков, романистов и символистов до импрессионистов и их последователей.
Здесь есть и редкие «Боксеры» Теодора Жерико, и иллюстрации к Гете и Шекспиру Эжена Делакруа, и сатирические социально-политические карикатуры Оноре Домье, и эксперименты с портретами и пейзажами Эдуарда Мане, и, конечно, легендарные афиши Тулуз-Лотрека.