Крупные выставки, посвященные различным аспектам творчества Альберто Джакометти, одновременно проходят сразу в нескольких мировых музеях. В парижском Музее Пикассо устроили экспозицию-диалог «Пикассо — Джакометти», в Цюрихе открылась выставка «Альберто Джакометти — вне бронзы. Шедевры в гипсе и других материалах», рассказывающая о моделях и прототипах скульптора, а также его живописных произведениях. И вот Schirn Kunsthalle во Франкфурте-на-Майне открывает новую экспозицию, где соединяет двух разнохарактерных творцов. Повышенный интерес к Джакометти объясняется просто — в этом году исполнилось пятьдесят лет со дня смерти великого мастера.

Schirn Kunsthalle устроило смелую встречу двух великих художников XX века — швейцарца Джакометти и американского концептуалиста Брюса Наумана — в одном выставочном пространстве. Их неожиданный дуэт — увлекательный диалог, заставляющий по-новому взглянуть на известные работы обоих.

Директор музея Филипп Демандт поясняет: «Соседство кажется довольно неожиданным, учитывая полярные контексты, в которых работали художники. Однако видя рядом их работы, мы воспринимаем эту встречу как увлекательный и полный сюрпризов разговор: Джакометти вновь предстает радикальным художником, а Науман нам открывается как выдающийся скульптор».

Джакометти представлен почти всеми своими важными произведениями, включая удлиненных бронзовых людей-теней, а Науман в основном своим ранним творчеством 1960–1970-х, времени, когда швейцарец уже слыл классиком. Кураторы выставки считают, что, хотя художники в реальной жизни никогда не встречались и не участвовали в совместных проектах, в их работах много общего. Оба произвели в свое время революцию в скульптуре, оба работали в самоизоляции, оба создали произведения до сих пор оставляющие след в душе зрителя.

schirn_giacometti_nauman3

© Schirn Kunsthalle Frankfurt, 2016, Photo: Norbert Miguletz

schirn_giacometti_nauman

© Schirn Kunsthalle Frankfurt, 2016, Photo: Norbert Miguletz

schirn_giacometti_nauman2

© Schirn Kunsthalle Frankfurt, 2016, Photo: Norbert Miguletz

schirn_giacometti_nauman5

© Schirn Kunsthalle Frankfurt, 2016, Photo: Norbert Miguletz

Alberto Giacometti, Nose (Le nez), 1947 (cast 1949)

Alberto Giacometti
«The nose»
1947 (1949)
Photo: David Heald©SRGE, NY
© Alberto Giacometti Estate (Fondation Alberto et Annette Giacometti + ADAGP) Paris, 2016

schirn_giacometti_nauman11

Alberto Giacometti
«The Cage» (First version)
1950
Photo: Robert Bayer, Basel
© Alberto Giacometti Estate (Fondation Alberto et Annette Giacometti + ADAGP) Paris, 2016

Groupe de trois hommes I

Alberto Giacometti
«Group of three men», 1943 | «Walking Man», 1960
© Alberto Giacometti Estate (Fondation Alberto et Annette Giacometti + ADAGP) Paris, 2016

Gia_091007 019

Alberto Giacometti
«Large standing woman IV», 1960 | «The Invisible Object» (Hands Holding The Void), 1934
© Alberto Giacometti Estate (Fondation Alberto et Annette Giacometti + ADAGP) Paris, 2016

schirn_giacometti_nauman8

Alberto Giacometti
«Head of Diego»
1961
Photo: Cathy Carver
© Alberto Giacometti Estate (Fondation A. et A. Giacometti + ADAGP) Paris, 2016

Bruce Nauman
«All thumbs»
1996
Foto: Martin P. Bühler, Kunstmuseum Basel © VG Bild-Kunst, Bonn 2016

Bruce Nauman
«Raw War»
1971
Friedrich Christian Flick Collection im Hamburger Bahnhof, Berlin © VG Bild-Kunst, Bonn 2016

schirn_giacometti_nauman17

Bruce Nauman
«Marching Figure»
1985
Courtesy of Sperone Westwater © VG Bild-Kunst 2016

DO NOT REPRODUCE OR RELEASE. (Incorrect light level; cables also too neat) Installation view: Center for Curatorial Studies, Bard College, Annandale-on-Hudson, “Masterpieces from the Solomon R. Guggenheim Museum’s Panza Collection,” April 2 – Aug. 27, 1995.

Bruce Naumann
«Lighted Center Piece»
1967-68
Photo: David Heald©SRGE, NY © VG Bild-Kunst, Bonn 2016
Solomon R. Guggenheim Museum, New York, Panza Collection, Gift, 1992