Ретроспектива Брюса Наумана открылась сразу на двух площадках — в Музее современного искусства и MoMA PS1 в Нью-Йорке. «Исчезающие действия» — самый крупный в истории показ творчества классика концептуализма, посвященный 50-летию его «жизни в искусстве».
В этом году Брюсу Науману исполнится 77 лет. Он один из самых влиятельных ныне здравствующих американских художников. Революционер, исследователь, экспериментатор Науман стоял у истоков множества направлений, сделавшихся теперь вполне обычными практиками современного искусства. Он был первопроходцем в таких жанрах, как перформанс, видео-арт, звуковая инсталляция, современная скульптура, оказав огромное влияние на последующие поколения.
Начало радикальных экспериментов Наумана резонировало с революционным духом 1960-х, когда ниспровергались прежние авторитеты, ломались устои. Науман начал с того, что пересмотрел роль художника в искусстве. В 1967 году в своем видеоперформансе он изображал фонтан, плюясь водой, — таким образом автор иронизировал над традиционным пониманием фигуры творца как вечно фонтанирующего идеями просветителя.
Та же мысль была им увековечена и в скульптуре, правда, тогда мало кто понимал, что надпись из неоновых трубок, напоминающая вывеску магазина, может быть произведением искусства. Объект «Настоящий художник помогает миру, раскрывая мистические истины» (1967) изначально Науман вывесил в окне своей мастерской, что позволило искусству войти в окружающее пространство и одновременно выделиться из него.
Диапазон техник, в которых работал художник на протяжении 50 лет, чрезвычайно велик. Кроме видео, перформанса, рисунка, фотографии, он проявил себя и в скульптуре, делая объекты из металла, цемента, латекса. В 2004 году Науман создал одну из своих самых известных инсталляций в Турбинном зале галереи Тейт Модерн. В огромном пустом пространстве звучали аудиозаписи художника, создавая ощущение объема и отсылая к первоначальному предназначению цеха, в котором когда-то гудела турбина. Сделав «бесплотную» инсталляцию, Науман еще раз доказал, что художнику необязательно использовать традиционные материалы, а «исчезающие действия» — такие же произведения искусства, как и увековеченные в камне или бронзе.