Ретроспектива Брюса Наумана открылась сразу на двух площадках — в Музее современного искусства и MoMA PS1 в Нью-Йорке. «Исчезающие действия» — самый крупный в истории показ творчества классика концептуализма, посвященный 50-летию его «жизни в искусстве».

В этом году Брюсу Науману исполнится 77 лет. Он один из самых влиятельных ныне здравствующих американских художников. Революционер, исследователь, экспериментатор Науман стоял у истоков множества направлений, сделавшихся теперь вполне обычными практиками современного искусства. Он был первопроходцем в таких жанрах, как перформанс, видео-арт, звуковая инсталляция, современная скульптура, оказав огромное влияние на последующие поколения.

Начало радикальных экспериментов Наумана резонировало с революционным духом 1960-х, когда ниспровергались прежние авторитеты, ломались устои. Науман начал с того, что пересмотрел роль художника в искусстве. В 1967 году в своем видеоперформансе он изображал фонтан, плюясь водой, — таким образом автор иронизировал над традиционным пониманием фигуры творца как вечно фонтанирующего идеями просветителя.

Та же мысль была им увековечена и в скульптуре, правда, тогда мало кто понимал, что надпись из неоновых трубок, напоминающая вывеску магазина, может быть произведением искусства. Объект «Настоящий художник помогает миру, раскрывая мистические истины» (1967) изначально Науман вывесил в окне своей мастерской, что позволило искусству войти в окружающее пространство и одновременно выделиться из него.

Диапазон техник, в которых работал художник на протяжении 50 лет, чрезвычайно велик. Кроме видео, перформанса, рисунка, фотографии, он проявил себя и в скульптуре, делая объекты из металла, цемента, латекса. В 2004 году Науман создал одну из своих самых известных инсталляций в Турбинном зале галереи Тейт Модерн. В огромном пустом пространстве звучали аудиозаписи художника, создавая ощущение объема и отсылая к первоначальному предназначению цеха, в котором когда-то гудела турбина. Сделав «бесплотную» инсталляцию, Науман еще раз доказал, что художнику необязательно использовать традиционные материалы, а «исчезающие действия» — такие же произведения искусства, как и увековеченные в камне или бронзе.

Bruce Nauman
«Neon Templates of the Left Half of My Body Taken at Ten-Inch Intervals»
1966
Philip Johnson Glass House Collection, National Trust for Historic Preservation
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo: Andy Romer Photography, courtesy of the Glass House, a site of the National Trust for Historic Preservation

Bruce Nauman
«Wax Impressions of the Knees of Five Famous Artists»
1966
Collection SFMOMA
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo: Ben Blackwell

Bruce Nauman
«Sheet Lead»
1966
Emanuel Hoffmann Foundation, on permanent loan to the Öffentliche Kunstsammlung Basel
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo courtesy Kunstmuseum Basel, Martin P. Bühler

Bruce Nauman
«Light Trap for Henry Moore, No. 1»
1967
Glenstone Museum, Potomac, Maryland
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo: Alex Jamison

Bruce Nauman
«My Last Name Exaggerated Fourteen Times Vertically»
1967
Glenstone Museum, Potomac, Maryland
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo: Tim Nighswander/ Imaging4Art.com

Bruce Nauman
«Myself as a Marble Fountain»
1967
Emanuel Hoffmann Foundation, on permanent loan to the Öffentliche Kunstsammlung Basel
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo: Kunstmuseum Basel, Martin P. Bühler

Bruce Nauman
«Henry Moore Bound to Fail, Back View»
1967-1970
Emanuel Hoffmann Foundation, on permanent loan to the Öffentliche Kunstsammlung Basel
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo: Bisig & Bayer, Basel

Bruce Nauman
«Corridor Installation / Nicholas Wilder»
1970
Friedrich Christian Flick Collection im Hamburger Bahnhof, Berlin
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo courtesy Friedrich Christian Flick Collection im Hamburger Bahnhof, Berlin

Bruce Nauman
«Pay Attention»
1973
Collection Robin Wright and Ian Reeves
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo: Pay Attention, © 1973 Bruce Nauman and Gemini G.E.L.

Bruce Nauman
«Double Steel Cage Piece»
1974
Museum Boijmans van Beuningen, Rotterdam
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo: Jannes Linders, Rotterdam

Bruce Nauman
«Human Nature / Life Death / Knows Doesn’t Know»
1983
Los Angeles County Museum of Art, Modern and Contemporary Art Council Fund
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo © Museum Associates/LACMA

Bruce Nauman
«One Hundred Live and Die»
1984
Collection of Benesse Holdings, Inc./Benesse House Museum, Naoshima
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo: Dorothy Zeidman, courtesy the artist and Sperone Westwater, New York

Bruce Nauman
«White Anger, Red Danger, Yellow Peril, Black Death»
1984
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
© 2018 The Museum of Modern Art, New York 
Photo: Jonathan Muzikar

Bruce Nauman
«Carousel / Stainless Steel Version»
1988
Glenstone Museum, Potomac, Maryland
Photo courtesy Courtesy Carnegie Museum of Art, Pittsburgh (photographer unknown)

Bruce Nauman
«Green Horses»
1988
 © 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo: Ron Amstutz

Bruce Nauman
«Fist in Mouth»
1990
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York. Digital image
© 2018 The Museum of Modern Art, New York
Photo: John Wronn

Bruce Nauman
«All Thumbs»
1996
Private collection
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo courtesy the artist and Sperone Westwater, New York

Bruce Nauman
«Untitled / Heads»
2005
Private collection
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo: Jason Mandella

Bruce Nauman
«Contrapposto Studies, i through vii»
2015-2016
The Museum of Modern Art, New York
© 2018 Bruce Nauman/Artists Rights Society (ARS), New York
Photo courtesy the artist and Sperone Westwater, New York