В Schirn Kunsthalle во Франкфурте-на-Майне открылась выставка «Дикость». Живопись, графика, фотография, видео, скульптура и инсталляции — «дикое» искусство представлено во всех стилях и направлениях, начиная с 1900 года до наших дней, от Анри Руссо до Ричарда Лонга.
Название выставки нужно понимать в самом широком смысле. Прежде всего «Дикость» посвящена изображению и исследованию природы, но не только. Уже первые модернисты пытались скинуть оковы классической культуры, подражая дикарям. И эта стратегия прошла через весь ХХ век, начиная с фовистов. Для современного художника дикарство оказалось формой протеста против техногенной культуры и общества потребления.
Эмблемой выставки стала картина Анри Руссо «Голодный лев набрасывается на антилопу». Художник-самоучка часто изображал сказочные джунгли, которых никогда не видел. Заросли с выдуманными растениями и прекрасными животными были образом потерянного рая — именно так мир первозданной природы представлялся в век промышленной революции. Лес, в котором обитают люди-растения, появляется и в работах Макса Эрнста. Истинная природа человека, скрытая за маской цивилизации, была предметом интереса сюрреалистов, к которым принадлежал и Эрнст.
Абстракционизм Жана Дюбюффе, придумавшего ар-брют, также был связан с поиском первоначального сознания. Дюбюффе подражал искусству душевнобольных, которые не осознают себя художниками, самовыражаясь без излишней рефлексии. Вместо красок он использовал смеси из гипса, песка, цемента, угольной пыли, битого стекла, асфальта, машинного масла, как можно дальше дистанцируясь от классического искусства, идеализирующего мир.
Соратник Ги Дебора, член Ситуционистского Интернационала Асгер Йорн шел по стопам Дюбюффе, но, кроме всего, его «дикая живопись» была еще и политическим и социальным протестом против «общества спектакля».
А вот для классика ленд-арта и минимализма Ричард Лонга природа стала материалом и одновременно музеем под открытым небом. В горах Шотландии Лонг выложил камнями круг, напоминающий древние сакральные памятники, и сфотографировал это почти космическое произведение искусства.