ARTANDHOUSES выбрал самые ожидаемые осенние музейные выставки Москвы и Санкт-Петербурга. Мадонна Рафаэля, графика Пиранези, пейзажи Марке, пионеры Родченко и костюмы ар-деко — сезон обещает быть очень насыщенным.

Стефан Балкенхол. Скульптуры и рельефы

ММОМА, Гоголевский, 10, с 8 сентября

В таком объеме творчество немецкого художника, прославившегося на весь мир своими скульптурами животных и людей из цельной древесины и бронзы, мы еще не видели. В экспозицию войдут более пятидесяти работ, созданных Балкенхолом за последние пятнадцать лет. Заниматься фигуративной резьбой по дереву Балкенхол начал еще в середине 1980-х годов, его манера стала ответом абстрактным, минималистским и концептуальным подходам Гамбургской школы, где художник учился. Балкенхол использует молоток и долото, чтобы выдолбить фигуры из ствола дерева, оставляя стружку и следы от инструментов — трещины, неровности, шероховатости. Идея проекта в ММОМА возникла у Стефана после его посещения Москвы год назад, а куратор выставки Маттиас Винцен, именитый специалист по скульптуре и профессор истории искусств, нашел способ, как дополнить экспозицию картинами и рельефами художника.

"Сферические люди (Женщина и мужчина)" Инсталляция Стефан Балкенхол 2012

Стефан Балкенхол
«Сферические люди (Женщина и мужчина)»
2012


Рафаэль. Поэзия образа

ГМИИ им. А. С. Пушкина, с 13 сентября

Эта выставка обещает стать настоящим блокбастером, одним из самых крупных показов художника в мире и первым в таком объеме в России. Предчувствуя аншлаг, Пушкинский ввел беспрецедентную меру — 45-минутные сеансы для посещения экспозиции. В результате долгих переговоров с итальянскими музеями, среди которых были крайне неохотно расстающиеся со своими шедеврами Галерея Уффици, Палаццо Питти, Национальная галерея Марке и Национальная пинакотека Болоньи, в Россию приедут одиннадцать произведений Рафаэля — восемь картин и три графических листа. Главной картиной выставки назначен знаменитый «Автопортрет» мастера из Урбино, написанный им в двадцать три года. Также среди экспонатов оказались «Мадонна с младенцем», тончайшие алтарные работы «Святая Цецилия» и «Голова ангела».

rafael_santi5

Рафаэль
«Портрет Маддалены Строцци»
1505-1506
Палаццо Питти
Флоренция


Александр Родченко

Мультимедиа Арт Музей, с 24 сентября

Четвертого марта 1934 года Александр Родченко записал в своем дневнике: «Я должен добиться, чтобы фотография стала рассматриваться как форма искусства». Это довольно смелые слова для человека, который взял в руки камеру впервые в возрасте тридцати трех лет. В стране, где семьдесят процентов населения не умели читать и писать, фотография оказалась мощнейшим средством пропаганды и информации. Даже Ленин предложил во время гражданской войны, чтобы каждый солдат революции нес не только оружие, но и камеру тоже. Александр Родченко начал фотографировать в 1924 году и почти сразу занялся экспериментами с ракурсом и точками фотосъемки. «Портрет матери фотографа» снят с такого близкого расстояния, что кажется — в следующую минуту фотограф сможет запечатлеть поцелуй на ее щеке. Другие кадры он делает своим неудобным аппаратом 9×12, а затем «Лейкой», лежа на спине на тротуаре около многоквартирного дома, где он жил. Апогеем этих поисков стали портреты юных пионеров, которые в числе прочих шедевров будут показаны на выставке. Именно благодаря портретной съемке Родченко мы знаем, как выглядели Маяковский, Брик, Третьякова, Асеева и, конечно, Варвара Степанова, верная спутница Родченко.

Александр Родченко Пионерка 1930 Собрание музея «Московский Дом Фотографии» © A. Родченко – В. Степанова архив © Музей «Московский Дом Фотографии»

Александр Родченко
«Пионерка»
1930
Собрание музея «Московский Дом Фотографии»
© A. Родченко – В. Степанова архив
© Музей «Московский Дом Фотографии»


Пино Пинелли. Материя. Фрагмент. Тень  

Мультимедиа Арт Музей, с 21 сентября

Итальянца Пинелли (род. 1938) называют одним из выдающихся представителей «новой аналитической живописи» Вдохновленный творчеством немецкой послевоенной арт-группы «ZERO», Пинелли последовал желанию эпохи изменить существование традиционной живописи. Разрушение структуры картины, разрыв с двухмерным пространством — вот что его заботит и по сей день. Его произведения с помощью простых геометрических форм и простых чистых цветов имитируют контуры холста, создавая впечатление картин, ими не являясь. Работы Пинелли выставляются по всему миру начиная с конца 1960-х годов, в частности в Институте итальянской культуры (Лондон), Национальной галерее современного искусства (Рим), на Венецианской биеннале в 1987 году и 1997 году.

15exibitions10

Пино Пинелли
2015
Galleria Dep Art, Milano


Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века

ГМИИ им. А. С. Пушкина, с 20 сентября

Сын венецианского каменотеса Пиранези, чье творчество стало эмблемой XVIII века, обладал одним из самых творческих умов, когда-либо появлявшихся в истории изобразительного искусства. Эксперт по Древнему Риму, художник-график и архитектор-визионер, он помимо создания архитектурных образов, которые дразнили и будоражили воображение современников, придумывал дизайн различных предметов — например чайника, который покоится на черепахе и вместо носика у него пчела. Пушкинский покажет более сотни офортов мастера, поместив его искусство в исторический контекст. Гравюры и рисунки его предшественников и последователей, слепки, монеты и медали продемонстрируют влияние графического гения, распространившееся на столетия и страны. Его творчество вдохновляло придворных архитекторов Екатерины II, мастеров русского авангарда, а также современного художника Валерия Кошлякова, специально создавшего для данной выставки произведение, посвященное мастеру.

Пиранези Джованни Баттиста Оформление в египетском стиле Английского кафе, со сфинксами на карнизе. Из серии РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ УКРАШЕНИЯ КАМИНОВ И ДРУГИХ ЧАСТЕЙ ЗДАНИЙ, ЗАИМСТВОВАННЫЕ ИЗ АРХИТЕКТУРЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ЭТРУССКОЙ И ГРЕЧЕСКОЙ С АПОЛОГЕТИЧЕСКИМИ РАССУЖДЕНИЯМИ В ЗАЩИТУ ЕГИПЕТСКОЙ И ТОСКАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАВАЛЕРА ДЖАМБАТТИСТА ПИРАНЕЗИ, АРХИТЕКТОРА». 1769

Пиранези Джованни Баттиста
«Оформление в египетском стиле Английского кафе, со сфинксами на карнизе» 
Из серии «Различные способы украшения каминов и других частей зданий, заимствованные из архитектуры египетской, этрусской и греческой с апологетическими рассуждениями в защиту египетской и тосканской архитектуры, произведение кавалера Джамбаттисты Пиранези, архитектора»
1769


Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции

ГМИИ им. А. С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, с 27 сентября

Выставка отразит самые главные пункты в творчестве уникального французского живописца XX века — начиная с его первых опытов, зарисовок Парижа и Аркейля, участия в выставках фовистов и дружбы с Матиссом, которого он встретил в мастерской Гюстава Моро в 1892 году, и заканчивая одержимостью медитативными пейзажами и поездкой в Советский союз в 1934 году. Альбер Марке всегда был внимательным наблюдателем, особенно он любил пейзажи, связанные с водой, — от Средиземного моря до побережья Нормандии, реки Сены и водоемов в родном Бордо. По его собственным словам, он хотел рисовать как ребенок, не забывая при этом Пуссена.

Марке Альбер «Порт в Онфлере» 1911

Альбер Марке
«Порт в Онфлере»
1911


Элегантность и роскошь ар-деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels

Выставочный зал Успенской звонницы, Одностолпная палата Патриаршего дворца, Музеи Московского Кремля, с 29 сентября

Стиль ар-деко, динамичный и современный, стал верным спутником эпохи джаза и гламура. Он пользовался международным признанием в 1920-х и 30-х годах, им пронизаны буквально все — от изобразительного искусства, архитектуры, дизайна интерьера, мебели до моды, графического дизайна и даже товаров массового производства. Объединившись с Институтом костюма Киото (одним из лучших в мире музеев моды), Музей Кремля покажет коллекцию женской одежды эпохи ар-деко: вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также особую разновидность нарядных платьев, которые появляются в женском гардеробе под названием «роб де стиль» (robe de style), от крупнейших на тот момент европейских домов. Помимо предметов одежды, удастся увидеть и ювелирные украшения 1910–30-х годов от Cartier и Van Cleef & Arpels вместе с оригинальными эскизами и фотографиями из архивов.

EleganceSplendourArtDeco6

Пальто дизайна Поля Пуаре | Традиционное домашнее платье
Франция, около 1925 | Япония, 1900-е
Коллекция Института костюма Киото
Фото: Такаси Хатакэяма


«Свидетельства»: Франсиско Гойя, Сергей Эйзенштейн и Роберто Лонго

«Гараж», с 30 сентября

Эту выставку подготовили совместными усилиями главный куратор «Гаража» Кейт Фаул и Роберт Лонго, нью-йоркский художник, создающий мрачные трехмерные изображения смерчей, ураганов, ядерных взрывов и акул с помощью угольного карандаша и графита. Гойя, Эйзенштейн и Лонго оказались рядом в одной экспозиции неслучайно. Три века, три континента и одна любовь к графическому, черно-белому языку. И если офорты Гойи и работы Лонго известны многим, то рисунки легендарного режиссера Эйзенштейна станут для широкой публики настоящим открытием. Для этой выставки Лонго, совершивший две исследовательские поездки в Россию, отобрал более сорока ранее не выставлявшихся работ классика кинематографа. Их покажут вместе с фрагментами его фильмов. Наряду с выставкой музей подготовил масштабную публичную программу «Власть образа», благодаря которой можно будет познакомиться с историческим контекстом выставляемых работ. Наум Клейман, Марк Харрис прочтут лекции, а 19 ноября состоится открытая беседа между авторами выставочной концепции Кейт Фаул и Робертом Лонго.

15exibitions6

Роберт Лонго
«Без названия»
(Цензурированная «Герника». По мотивам картины Пабло Пикассо «Герника», 1937)
2014
Предоставлено автором и галереей Thaddaeus Ropac, Лондон • Париж • Зальцбург


Михаил Шварцман

Московский музей современного искусства, Петровка 25, с 19 октября

Выставка «неофициального» классика позднесоветского авангарда приурочена к 90-летию со дня рождения Михаила Шварцмана — учителя Михаила Шемякина, основателя московской школы графического дизайна, художника и философа-мистика. Днем Шварцман шел на работу главного художника конструкторского бюро Легпрома, придумывал товарные знаки и рисовал эскизы для обувных и швейных фабрик, а вечерами предавался творчеству, и так почти два десятилетия. Свои произведения он именовал «иературами», стиль письма — «иератизмом» (от древнегреч. hieros – священный, знаковый). Первая персональная выставка шварцмановских иератур состоялась только в 1994 году в Третьяковке, художнику тогда было шестьдесят девять лет, сегодня же его работы хранятся в коллекциях Костаки, музея Циммерли Рутгерского университета в США, в Третьяковской галерее и Русском музее.

15exibitions1

Михаил Шварцман
«Всеведение», 1980 | «Давид», 1970
Собрание семьи Михаила Шварцмана, Москва


Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке,  с 23 ноября

Этой осенью между Пушкинским музеем и Третьяковской галерей развернется настоящая игра престолов. Спустя два месяца после старта рафаэлевской экспозиции в ГМИИ им. А. С. Пушкина Третьяковка амбициозно покажет своих «итальянцев». Заручившись поддержкой ватиканских музеев, галерея удивит зрителей полотнами живописцев XII–XVIII веков — Караваджо, Рафаэля Санти, Джованни Беллини, Гверчино, Пьетро Перуджино и Гвидо Рени. Выставка будет посвящена библейским сюжетам в русском искусстве. Так, для «Преображения» кисти Рафаэля, которое, как известно, оказало значительное влияние на Александра Иванова и его «Явление Христа народу», будет выделено специальное пространство в Инженерном корпусе. В свою очередь, в 2017 году Третьяковка отправит в Италию картины русских художников XIX — начала XX века, связанные с евангельскими и библейскими сюжетами.

15exibitions

Караваджо
«Положение во гроб»
1602–1603


Герхард Рихтер

Еврейский музей и центр толерантности, с 9 ноября

В свои восемьдесят четыре года самый высокооплачиваемый художник в мире, которому принадлежит рекорд в области личных прижизненных выставок — 1256 экспозиций по всему миру, Герхард Рихтер продолжает удивлять. Известный своим обожанием Джона Кейджа, он, как и американский композитор, мог бы аттестовать себя так: «Мне нечего сказать, и я говорю об этом». На ретроспективе в Еврейском музее можно будет проследить методичное развитие манеры письма Рихтера вплоть до сегодняшнего дня (музей покажет работы 2016 года). Эмигрировавший после учебы из Дрездена в Западную Германию, он экспериментировал в духе поп-арта с рекламой и дорожными знаками, затем начал работать на стыке живописи и фотографии. Куратор Пол Мурхаус протянет нить не только мышления Рихтера, но и истории. Так, зрители увидят инсталляцию из четырех живописных полотен «Биркенау» (2014), которые основаны на фотографиях, сделанных узниками концлагеря в 1944 году. Рихтеру есть что сказать о той войне — его тетю Марианну убили в рамках евгенической программы нацисты, а дядя Руди погиб в первые же дни сражений. Образы и символы смерти продолжают возвращаться даже в самых пустых абстракциях Рихтера.

Герхард Рихтер "Haggadah 1, 2, 3, 4" 2006

Герхард Рихтер
«Биркенау 1, 2, 3, 4»
2014


Валерий Кошляков. «Элизии»

Музей русского импрессионизма, с 10 сентября

«Элизии» — это не просто персональная выставка одного из самых востребованных российских художников о следах исчезновения и отжитых образах. Организаторы обещают, что уже на входе посетители окажутся во власти нового музейного пространства, полностью перестроенного по воле Кошлякова. Проходя по лабиринтам из руин, инсталляций, живописных полотен и скульптур, зритель будет буквально проникать в ткань художественного произведения. Кошляков создает свои живописные фантазии на темы классических шедевров искусства и выдающихся архитектурных памятников, он представлял Россию на биеннале в Венеции (2003 год) и Сан-Паулу, участвовал в выставке в нью-йоркском Музее современного искусства Гуггенхайма. В последние годы художник живет всё больше в Париже, поэтому нынешняя выставка — редкий случай увидеть творения маэстро в Москве.

15exibitions12

Валерий Кошляков
© Музей русского импрессионизма


Михаил Рогинский. Прощание с «Розовым забором»

Фонд IN ARTIBUS, с 6 сентября

Фонд In Artibus, известный своими аккуратными персональными выставками, на этот раз предлагает по-новому взглянуть на творчество Михаила Рогинского, одного из самых радикальных новаторов среди московских неофициальных художников 1960-х годов. «Прощание с “Розовым забором”» объединит более сорока произведений художника из частных собраний, однако титульное полотно, давшее название выставке, можно не искать. Оно было передано в дар Центру Помпиду в рамках проекта «Коллекция! Русское искусство 1950–2000». Зато увидеть работы, никогда ранее не показанные публике в таком составе, можно будет точно.

roginskiy2

Михаил Рогинский
«Розовый забор. Рельсы»
1963


Василий Кандинский и Россия

Санкт-Петербург, Русский музей, корпус Бенуа, с 22 сентября

К 150-летию со дня рождения Кандинского Русский музей покажет его живописные и графические произведения. За Россию, заявленную в названии, ответят работы его современников — Ивана Билибина, Елены Поленовой, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Казимира Малевича и других. Кто-то участвовал с Кандинским в выставках Салона Издебского, а кто-то в экспозициях объединения «Синий всадник». Для еще большей «русскости», наряду с полотнами, разместят иконы северного письма, лубки и образцы русского народного искусства (прялки, туеса, вышитые полотенца, игрушки), когда-то поразившие молодого Василия Кандинского красочностью и яркой декоративностью.

15exibitions4

Василий Кандинский
«Два овала»
1919


Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты

Санкт-Петербург, Эрмитаж, с 22 октября

Самый известный современный фламандский художник Ян Фабр, чьи монументальные скульптуры-чудовища оживили три самых посещаемых общественных места Флоренции этим летом, — человек эпохи Возрождения в современном варианте. Художник — не единственная его ипостась, он актер, писатель, хореограф, театральный режиссер и кинематографист. На выставке покажут восемь фильмов, в том числе и фильм-перформанс, снятый в Зимнем дворце с участием художника в июне 2016. В этот раз Фабр решил стать еще и сокуратором своей выставки, насчитывающей более двухсот работ, вместе с Дмитрием Озерковым, заведующим отделом современного искусства Государственного Эрмитажа. Карьера Фабра началась в 1970-х годах, за более чем сорок лет Ян Фабр (род. 1958, Антверпен) стал одной из самых важных фигур современного искусства на международной сцене. Он создал очень личный мир со своими правилами и законами, собственными персонажами, символами и повторяющимися мотивами. Очарованный насекомыми в молодости, он сделал панцири жуков, скелеты, рога своим материалом. Также он исследует человеческое тело и пределы его хрупкости.

15exibitions14

«Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты»
Государственный Эрмитаж