По образованию врач-стоматолог, она даже не подозревала, что когда-нибудь станет известным коллекционером, главой образовательных программ аукционного дома Phillips в России, издателем уникальной серии путеводителей, и, возможно, совсем скоро еще и куратором проектов современного искусства.
Марина Добровинская, человек уникальной энергии, поделилась с ARTANDHOUSES размышлениями о своих коллекциях советского стекла, фотографий и своей просветительской деятельности.
Началось всё с ваших занятий в Музее декоративного искусства в Москве. Это же были курсы по декоративному искусству? Не тогда ли у вас возник интерес к художественному стеклу?
Нет, тяга к стеклу появилась раньше. Всерьез я занялась им в Италии, где прожила восемь лет и где начала покупать произведения стекольщиков острова Мурано. Думаю, да, страсть к собирательству проснулась тогда.
И всё же я вижу, что изделия муранских мастеров — лишь небольшая вставная новелла в уникальной коллекции советских вещей.
В России надо собирать то, что есть в России. Моя тема — советское стекло, от революции до перестройки. И есть немного вещей современных авторов.
Всё началось в художественном салоне на улице Усиевича в Москве. Тогда я только вернулась в Россию. На полке магазина стояла целая коллекция студенческих работ Львовского завода. Не могла остановить свой выбор на каком-то одном предмете, потому что мне нравилось всё. «Вот вы сейчас всё купите, и полки у нас останутся пустыми», — волновались продавцы-консультанты. «Интересный бизнес», — подумала я и пробила в кассе чек за все двадцать предметов. В тот день начала складываться моя коллекция.
И сегодня она вполне может составить конкуренцию собранию Музея декоративно-прикладного искусства. Есть ли у вас любимые авторы?
Тогда я поняла, что произведения советского стекла, так нравившегося мне, где-то еще сохранились, и на рынке недостаточно востребованы. Более того, что еще живы многие художники. К ним я и отправилась — в Ленинград и Гусь-Хрустальный. Параллельно читала книги по истории искусства стекла, покупала альбомы. Мне посчастливилось еще застать Владимира Муратова, замечательного художника по стеклу, побывать у него в мастерской во Владимире. Он умер в 2005 году. Или Борис Смирнов, ученик Веры Мухиной. Почерк этого мастера отличался какой-то редчайшей самобытностью. Его вещи изысканные, тонкие. Если это хрусталь, то потрясающей огранки. Я бы даже рискнула назвать Смирнова сюрреалистом, модернистом. Художники долго не хотели продавать мне свои работы, хотя и нуждались в деньгах. Для них было важно знать, что я не увезу их творения за границу. Мне до сих пор это странно. Однако со временем они прониклись ко мне доверием, я стала счастливым обладателем уникальных вещей.
Стекло материал хрупкий. Как его правильно хранить в доме?
Хрупкий и тяжелый. И в отличие от фарфора и лака не реставрируемый. Однажды разбив, заново стекло не склеить. Остается только выбросить. Мне иногда снится, что моя коллекция падает, разбивается, и я просыпаюсь в холодном поту. Рисковать я не могла и пригласила мастера из Италии, который установил для меня гениальную систему полок, под давлением закрепленных на прозрачных трубках из плексигласа. Оставалось лишь правильно всё расставить, и вот что я придумала: самые тяжелые экземпляры встали по краям, легкие устроились посередине. Стекло, оно еще и играет на просвет. Несколько лет назад Ирина Александровна Антонова (президент ГМИИ им А. С. Пушкина) предложила мне подумать о выставке стекла. Но я всё никак не решусь. Мне даже подвинуть страшно эти вещи, не то чтобы их вытащить и куда-то перевезти. Но может еще наступит момент.
Кстати, мы с директором ГМИИ Мариной Лошак сейчас размышляем об одной выставке, но какой — это пока секрет.
Как я знаю, недавно к стеклу прибавилась еще и коллекция фотографий.
Это страсть последнего времени. Но уже есть кое-что, о чем можно говорить: работы Эль Лисицкого, Александра Родченко, Эдварда Штейхена. На аукционе Phillips был приобретен целый альбом, состоящий из пятнадцати фотографий Хельмута Ньютона. Таких альбомов было выпущено всего двадцать пять. Мне нравятся винтажные фото. Мечтаю о Ман Рее…
Понятно. Тем более что большую часть времени вы проводите среди выдающихся произведений фотоискусства. Курсы образовательной программы Phillips, придуманные вами, проходят в стенах Московского Мультимедиа Арт Музея. Сколько уже им лет?
Курсам? Восемь лет. Они стали продолжением моей любви к современному искусству, о котором, кстати, совершенно не упоминалось на тех самых курсах в Музее декоративного искусства, которые я некогда посещала. Ни слова. Как будто его нет вовсе. Пришлось создавать свои курсы.
И на этих курсах с удовольствием учатся даже те, у кого уже есть собственная коллекция современного искусства. Как вам удается их заинтересовать?
Я сама очень люблю современное искусство. Еще в Германии, куда я приехала в четырнадцать лет, где училась в школе и университете, меня увлекло немецкое искусство. Периоды модернизма и экспрессионизма — одни из моих любимых. Может быть, мой опыт и энтузиазм подогревают интерес у наших слушателей? Ведь многие приходят к нам, чтобы изначально слушать лекции о классическом искусстве. Конечно, без базы, без классики современное искусство не понять. И я вижу, как люди именно от классики переходят к современному искусству и начинают его любить и понимать. Признаюсь, мне очень радостно встречать на выставке своего студента, который только недавно утверждал, что «современное искусство — это какая-то мазня», а сегодня атакует вопросами ныне живущего художника.
И курсы предоставляют возможность не только послушать лекции, но и оказаться в ателье самих художников, в том числе мировых звезд.
Мне нравится открывать людям новые места. Поэтому в рамках курсов мы устраиваем поездки. Первые три года ездили четыре раза в год. А в прошлом году только за одну осень побывали в шести странах. Особенно люблю Бельгию, Брюссель. Туда хочется всё время возвращаться. В январе непременно отправляемся на ярмарку Brafa, заходим в частные фонды, закрытые галереи, в Maison Particulière, на выставки на виллу Ампан. Недавно нас со студентами у себя в мастерской под Гентом принимал Вим Дельвуа. Только познакомившись с этим до мозга костей фламандцем, потомком Магритта, начинаешь понимать его искусство. Нужно ездить, чтобы всё понять. Слайдов не достаточно. Лучше всего ездить с моим путеводителем.
Расскажите о своей издательской программе. Вышло уже две книги — «Арт-Париж» и «Арт-Берлин».
А будет двенадцать. Издательская программа «Путеводители Марины Добровинской» явилась логическим продолжением курсов и поездок. Мне часто задают вопросы: что посмотреть, где остановиться, где обедать и ужинать? Просят явки и адреса. Серия — это и есть ряд ответов на весь этот ряд вопросов. Путеводители, выпущенные ограниченным тиражом, всего пятьсот именных экземпляров, «навигаторы» интересных мест. Все они про то, что делаю я, про лучшие музеи, галереи и рестораны в моих любимых двенадцати городах мира. Тексты для них пишут журналисты, культурологи, живущие в этих городах. Иллюстрации, выполненные известным художником именно этого города специально для путеводителя, превращают издание в арт-объект. Кстати, для путеводителя по Брюсселю свои рисунки мне уже прислал Вим Дельвуа.
Ну и наконец, эта серия — специальный ключ*, дающий пропуск в не всем доступные места и на не для всех открытые мероприятия — на превью антикварной ярмарки, в закрытый художественный фонд и т. д.
В «Арт-Париже», который написал журналист Алексей Тарханов, это, к примеру, Салон рисунка и Fondation Custodia.
И мастерская Жан-Мишеля Отоньеля, чьи рисунки украсили «Арт-Париж».
Я с удовольствием бы посоветовала попасть в здание Сената в Париже, но не могу. Войти туда невозможно. Разве только со мной, потому что я лично знакома с человеком, который может впустить посетителей во время работы сената. Зато в путеводителе можно найти адреса квартир Коко Шанель и Пьера Кардена. В Париже, где я прожила четыре года, много всего действительно неочевидного, что касается искусства. А я люблю непростые адреса. Ведь путешествие для меня самое большое удовольствие в жизни.
Как же приобрести такой гид?
В «Фейсбуке» легко найти группу «Путеводители Марины Добровинской». Там я отвечу на все вопросы.
* В оглавлении путеводителя рядом с названиями некоторых мест можно найти символ ключа. Посетить эти места можно лишь отправив на указанный адрес письмо с номером путеводителя.