Странствующая биеннале современного искусства Manifesta раз в два года проходит в самых разных городах Европы. Всегда эти города не столицы государств. Таким образом, по мнению организаторов смотра, идет децентрализация искусства, а также привлечение внимания к тем или иным проблемам провинции. Правда, последняя биеннале в Санкт-Петербурге в 2014 году проблем в городе не искала, да и город на Неве в рекламе не нуждается. Биеннале, скорее, отдавала дань Эрмитажу с его еще свежим Генеральным штабом, открывшимся для показов современного искусства, и 250-летним юбилеем.

Не ищет глобальных или региональных проблем Manifesta и в этом сезоне: местом проведения выбран сытый буржуазный Цюрих в Швейцарии, где проблемы, да и то чисто материального характера, возникают лишь у туристов. Дороговизна местных отелей и ресторанов действительно может отбить охоту к осмотру не только биеннале, но и местных достопримечательностей, которые, безусловно, заслуживают внимания — от цюрихского Кунстхауса с выдающейся коллекцией Мемлинга, Пикассо и Альберто Джакометти и сменными выставками-блокбастерами до пригородного Музея Оскара Райнхарта в Винтертуре с умопомрачительным собранием импрессионистов. А потому и тема нынешней биеннале — What people do for money («Что люди делают за деньги») — выбрана, как кажется, вполне абстрактная.

13427762_616564421844027_6013070656717097950_n

Главными новшествами в этом году стали приглашение на роль куратора основного проекта художника и коллаборация художников-участников с местными жителями.

Куратором Manifesta 11 был выбран 48-летний немецкий медиахудожник и перформер Кристиан Янковски, в своих работах часто критикующий общество, основанное на страсти к шоу. Он также известен привлечением к участию в своих перформансах людей не из мира искусства — например, политиков, магов и ватиканских служителей. Этой же идеи куратор придерживался и в совместном производстве новых произведений для нынешней биеннале. Всего таких совместных работ получилось тридцать, а разместились они как на одной из трех выставочных площадок основного проекта, так и в местах непосредственной работы тех, кто вступал в коллаборации с художниками из «внешнего мира».

Например, знаменитый французский писатель Мишель Уэльбек, вернувшийся для биеннале к своей старинной страсти — фотографии, сделал несколько работ в компании с доктором медицины Генри Першаком. Теперь часть рентгеновских снимков головы писателя, обработанных им самим, участвуют в экспозиции в выставочном пространстве Хельмхаус, а другую часть можно увидеть в приемной у доктора в специально отведенные часы.

unnamed-7

В другой части Хельмхауса — бывшей церкви Вассеркирхе — размещен проект российского художника Евгения Антуфьева, созданный совместно с пастором собора Гроссмюнстер Мартином Рюшем. Здесь в формате «музей в музее» собрана коллекция артефактов, связанных с жизнью писателя Владимира Набокова и его увлечением бабочками.

Manifesta11-2

Известный арт-насмешник Маурицио Каттелан на этот раз сделал вполне серьезный и даже романтичный проект с параолимпийской чемпионкой Эдит Вольф-Хункелер, которая на снимках художника едет в инвалидной коляске по воде Цюрихского озера. Кадры вошли в экспозицию на главной площадке биеннале в пространстве бывшего пивного завода, а ныне арт-кластера Лёвенброй (Löwenbräukunst). Сам перформанс художник и спортсменка время от времени проводят на озере около основной достопримечательности Manifesta 11 и одной из ее площадок — плавающей платформы, названной Павильоном отражений.

Manifesta11-3

Плавающий павильон, созданный студентами архитектурного факультета Швейцарской высшей технической школы Цюриха под руководством бюро Studio Tom Emerson, возможно, и есть лучшее произведение искусства нынешней биеннале. По крайней мере то, которое запомнится всем горожанам и зрителям. Деревянное строение, кроме невероятной фотогеничности, обладает и абсолютно утилитарными свойствами: днем это открытый бассейн с баром и лекторием, ночью — площадка для кинопоказов и перформансов. Именно здесь всё лето будут показывать документальные хроники биеннале, а также записи перформансов в Кабаре Вольтер, старейшем кафе Цюриха, где сто лет назад родился дадаизм.

Manifesta11-5

Manifesta11-4

Manifesta12

Manifesta11-15

Manifesta11-14

Manifesta11-12

Manifesta11-11

Manifesta11-10

Manifesta11-7

Manifesta11-6

Manifesta11-9

Manifesta11-8