В Художественном музее Базеля открылась выставка Генриха Фюссли «Драма и театр», одного из самых экстравагантных и загадочных художников рубежа XVIII–XIX веков. Фюссли родился в Цюрихе, но прославился в Лондоне: поэтому своим его считают как швейцарцы, так и англичане: отсюда и другая транскрипция его имени — Генри Фюзели.

Фюссли никогда не был так популярен, как в ХХ веке. Репродукция его картины «Ночной кошмар» висела в приемной Зигмунда Фрейда — действительно, картинами Фюссли можно было бы легко проиллюстрировать книги по психоанализу. А всё потому, что любимой темой живописца были сновидения, которые имели исключительно эротическую окраску. В том же «Кошмаре», ставшем самой популярной работой художника, на спящей девушке восседает инкуб, демон, который является ночью и соблазняет ее. Подавленное сексуальное влечение воплощается в форме кошмара в сновидении.

Искусство Фюссли было сформировано в переходный период между эпохой Просвещения и романтизмом. Он был чрезвычайно образованным человеком. Надо сказать, что изначально Фюссли хотел быть пастором, окончил теологический факультет. Он всю жизнь занимался переводами и перевел на английский трактат Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков». Фюссли был знаком даже с Жан-Жаком Руссо, о котором потом издал книгу. А художником он решил стать после знакомства с английским живописцем Джошуа Рейнольдсом. Он уехал учиться живописи в Италию, когда ему было 27 лет, а затем поселился в Лондоне, где получил признание — стал членом Королевской Академии художеств, профессором, а затем и хранителем Академии.

Причудливые сюжеты для своих картин Фюссли заимствовал из литературы, греческой мифологии и германского эпоса. Его вдохновляла поэзия Уильяма Блейка и Джона Мильтона, пьесы Шекспира. Отражая связь Фюссли с литературой и театром, Том Луц, приглашенный режиссер Театра Базеля, создал в музее инсталляцию из его картин в сотрудничестве с видеохудожником Йонасом Альслебеном.

Henry Fuseli
«The Three Confederates During the Rutli Oath»
1779–1781 
Kunsthaus Zürich

Henry Fuseli
«Percival Delivering Belisane from the Enchantment of Urma»
1783
 Tate, London

Henry Fuseli
«The Sleepwalking Lady Macbeth»
1783
Louvre, Paris
Photo © RMN-Grand Palais (musée du Louvre) / Hervé Lewandowski

Henry Fuseli
«The Creation of Eve» from Milton’s «Paradise Lost»
1791–1793
 © Hamburger Kunsthalle / bpk
Photo: Elke Walford

Henry Fuseli
«Titania, Bottom and the Fairies»
 1793–1794 
Kunsthaus Zürich

Henry Fuseli 
«Resting Female Nude and Piano Player»
1799–1800 
Kunstmuseum Basel, Martin P. Bühler

Henry Fuseli
«Mad Kate»
1806–1807 
© Freies Deutsches Hochstift / Frankfurter Goethe-Museum
Photo: Ursula Edelmann

Henry Fuseli
«Cupid and Psyche»
c. 1810 
Kunsthaus Zürich

Photo: Julian Salinas

Photo: Julian Salinas

Photo: Julian Salinas

Photo: Julian Salinas

Photo: Julian Salinas

Photo: Julian Salinas

Photo: Julian Salinas