В Художественном музее Базеля открылась выставка Генриха Фюссли «Драма и театр», одного из самых экстравагантных и загадочных художников рубежа XVIII–XIX веков. Фюссли родился в Цюрихе, но прославился в Лондоне: поэтому своим его считают как швейцарцы, так и англичане: отсюда и другая транскрипция его имени — Генри Фюзели.
Фюссли никогда не был так популярен, как в ХХ веке. Репродукция его картины «Ночной кошмар» висела в приемной Зигмунда Фрейда — действительно, картинами Фюссли можно было бы легко проиллюстрировать книги по психоанализу. А всё потому, что любимой темой живописца были сновидения, которые имели исключительно эротическую окраску. В том же «Кошмаре», ставшем самой популярной работой художника, на спящей девушке восседает инкуб, демон, который является ночью и соблазняет ее. Подавленное сексуальное влечение воплощается в форме кошмара в сновидении.
Искусство Фюссли было сформировано в переходный период между эпохой Просвещения и романтизмом. Он был чрезвычайно образованным человеком. Надо сказать, что изначально Фюссли хотел быть пастором, окончил теологический факультет. Он всю жизнь занимался переводами и перевел на английский трактат Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков». Фюссли был знаком даже с Жан-Жаком Руссо, о котором потом издал книгу. А художником он решил стать после знакомства с английским живописцем Джошуа Рейнольдсом. Он уехал учиться живописи в Италию, когда ему было 27 лет, а затем поселился в Лондоне, где получил признание — стал членом Королевской Академии художеств, профессором, а затем и хранителем Академии.
Причудливые сюжеты для своих картин Фюссли заимствовал из литературы, греческой мифологии и германского эпоса. Его вдохновляла поэзия Уильяма Блейка и Джона Мильтона, пьесы Шекспира. Отражая связь Фюссли с литературой и театром, Том Луц, приглашенный режиссер Театра Базеля, создал в музее инсталляцию из его картин в сотрудничестве с видеохудожником Йонасом Альслебеном.