В амстердамском Музее Ван Гога 23 марта откроется выставка «Ван Гог и Япония», посвященная влиянию азиатского искусства на работу художника. Редкие произведения постимпрессиониста для экспозиции соберут из многих мировых музеев.
«Автопортрет с перевязанным ухом», более 60 лет не покидавший лондонскую Courtauld Gallery, и «Автопортрет» из кембриджского Fogg Art Museum, «Портрет мадам Рулен» из Художественного института Чикаго, «Арлезианка (мадам Жину)» из нью-йоркского Метрополитен — эти и еще более полусотни картин и рисунков мастера, наряду с японскими принтами и гравюрами разных веков, приедут на выставку в голландскую столицу.
Ван Гог попал под очарование японской цветной гравюры укиё-э во время своего пребывания в Париже в 1886–1888 годах, куда он уехал к брату Тео, едва окончив очередные курсы обучения живописи в Антверпене. Восхищение тут же переросло в страсть — он стал их неуемным собирателем и тут же написал несколько работ по следам впечатлений. То, что восхищало его в этих изображениях, —это экспансии ярких цветов и детализированный рисунок природы. И вскоре начинающий художник решил сделать гравюру своим ориентиром в живописи: «Юг Франции — практически эквивалент Японии!» — писал Ван Гог из Арля. И эту трансформацию Лазурного Берега в яркую мистическую азиатскую красоту и покажут на новой выставке.
В качестве примеров укиё-э, влиявших на мысли и палитру художника, в экспозиции выставят работы самых известных представителей направления — от Хисикавы Моронобу до Кацусики Хокусая.