В Leopold Museum в Вене проходит выставка «Великие странники. От Вальдмюллера до Шиндлера», посвященная развитию австрийского пейзажа, двигавшегося от бидермейера и романтизма к импрессионизму. Молодые художники, близкие кругу Эмиля Якоба Шиндлера, «австрийского Коро», создавали «атмосферные» пейзажи на пленэре. Начиная с середины XIX века они следовали за французскими пейзажистами. На выставке показывают более 80 работ — живопись, акварели и даже фотографии.
В начале XIX века в Австрии пейзаж еще не играл самостоятельную роль. Он служил фоном либо для романтического портрета, либо для сельских бытовых сценок. Фердинанд Георг Вальдмюллер, как и многие художники бидермейера, поначалу и использовал пейзаж в качестве фона. Однако он стал одним из реформаторов австрийской живописи, сделав пейзаж самостоятельным жанром. Причем свои пейзажи Вальдмюллер писал с натуры, что было революционным явлением для своего времени. За такую дерзость ему даже пришлось оставить профессорскую должность в Академии художеств, а потом мастер впал в немилость при дворе. Впрочем, успех на международных выставках вернул Вальдмюллеру почет и уважение.
Вальдмюллер был предшественником австрийских романтических реалистов, во главе которых стоял Эмиль Якоб Шиндлер. Пейзажисты круга Шиндлера черпали вдохновение у великого француза Жан-Батиста Камиля Коро и барбизонцев. В поисках выразительной натуры они путешествовали не только по Австрии, но также работали во Франции, Италии, Венгрии и Нидерландах. В наступающий век индустриализма «атмосферные» пейзажисты выбирали для своих картин нетронутые уголки природы. Примечательно, что женщины-художницы, ученицы Шиндлера, уже тогда работали наравне с мужчинами.