В 2019 году исполнится 450 лет со дня смерти Питера Брейгеля Старшего, создателя «коллективного образа» жителя Фландрии и главного рассказчика о ее традициях, критика социальных норм, по сей день не утратившего актуальности. В честь этой даты венский Музей истории искусств совершил практически невозможное — собрал ретроспективу художника из редких полотен со всего света.
Парадокс: имя Брейгеля знают все, но о его жизни сохранилось совсем мало фактов, неизвестна даже точная дата рождения — где-то между 1525 и 1530 годами. Пейзажи с его картин до сих пор можно увидеть в Бельгии, однако прозванный «мужицким» художник не был поклонником деревни и никогда там не жил, предпочитая быть поближе к богатым и влиятельным заказчикам.
Он считался одним из самых успешных и дорогих мастеров своего времени, его работы были в лучших коллекциях (пятнадцать у Рубенса, шестнадцать у известного фламандского купца Николаса Йонделинка, семь у французского кардинала Гранвелла). В настоящее время известно около сорока оригинальных работ и бесчисленные копии, которые на потребу менее состоятельным заказчикам изготавливали его сыновья и мастерская (по некоторым данным из мастерской вышло около полутора тысяч копий). Неудивительно, что картины Брейгеля редко покидают те залы, в которых они «прописаны» уже не один век, и любая сборная выставка — подарок для зрителей.
Габсбурги были одними из главных собирателей Брейгеля Старшего. Благодаря их интересу в венском Музее истории искусств хранится самое крупное собрание его живописи — двенадцать крупных работ, примерно треть его наследия. Среди них такие шедевры, как «Битва Масленицы и Поста», «Несение креста», «Крестьянский танец» и «Крестьянская свадьба», «Охотники на снегу». На выставке к ним присоединились «Безумная Грета» из Музея Майера ван ден Берга в Антверпене и «Триумф Смерти» из Прадо, прошедшие реставрацию перед показом. Из Праги приехала «Жатва», из римской галереи Дориа-Памфили — редкий морской пейзаж «Вид Неаполитанской гавани», из Берлина — «Две обезьянки».
В экспозиции можно сравнить два варианта знаменитой «Вавилонской башни» из венского музея и Музея Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме, а также два по-разному построенных «Поклонения волхвов» из швейцарской Коллекции Оскара Рейнхарта и Лондонской национальной галереи.
Всего на выставке представлено более девяноста работ художника — около тридцати картин и шестидесяти рисунков и гравюр, дополненных рассказом о мастерской, художественном методе и сюжетах, которые легко читались фламандцами XVI века, но не всегда понятны современному любителю искусства.
В 2019 году празднование юбилея переместится в Бельгию, на родину художника. В Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе хранится вторая по значимости коллекция живописи Брейгеля (в Вену эти работы не дали). Одной из наиболее любопытных обещает стать выставка «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» в Королевской библиотеке (откроется в октябре 2019 года), которая представит ранние рисунки и гравюры.