В 2019 году исполнится 450 лет со дня смерти Питера Брейгеля Старшего, создателя «коллективного образа» жителя Фландрии и главного рассказчика о ее традициях, критика социальных норм, по сей день не утратившего актуальности. В честь этой даты венский Музей истории искусств совершил практически невозможное — собрал ретроспективу художника из редких полотен со всего света.

Парадокс: имя Брейгеля знают все, но о его жизни сохранилось совсем мало фактов, неизвестна даже точная дата рождения — где-то между 1525 и 1530 годами. Пейзажи с его картин до сих пор можно увидеть в Бельгии, однако прозванный «мужицким» художник не был поклонником деревни и никогда там не жил, предпочитая быть поближе к богатым и влиятельным заказчикам.

Он считался одним из самых успешных и дорогих мастеров своего времени, его работы были в лучших коллекциях (пятнадцать у Рубенса, шестнадцать у известного фламандского купца Николаса Йонделинка, семь у французского кардинала Гранвелла). В настоящее время известно около сорока оригинальных работ и бесчисленные копии, которые на потребу менее состоятельным заказчикам изготавливали его сыновья и мастерская (по некоторым данным из мастерской вышло около полутора тысяч копий). Неудивительно, что картины Брейгеля редко покидают те залы, в которых они «прописаны» уже не один век, и любая сборная выставка — подарок для зрителей.

Габсбурги были одними из главных собирателей Брейгеля Старшего. Благодаря их интересу в венском Музее истории искусств хранится самое крупное собрание его живописи — двенадцать крупных работ, примерно треть его наследия. Среди них такие шедевры, как «Битва Масленицы и Поста», «Несение креста», «Крестьянский танец» и «Крестьянская свадьба», «Охотники на снегу». На выставке к ним присоединились «Безумная Грета» из Музея Майера ван ден Берга в Антверпене и «Триумф Смерти» из Прадо, прошедшие реставрацию перед показом. Из Праги приехала «Жатва», из римской галереи Дориа-Памфили — редкий морской пейзаж «Вид Неаполитанской гавани», из Берлина — «Две обезьянки».

В экспозиции можно сравнить два варианта знаменитой «Вавилонской башни» из венского музея и Музея Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме, а также два по-разному построенных «Поклонения волхвов» из швейцарской Коллекции Оскара Рейнхарта и Лондонской национальной галереи.

Всего на выставке представлено более девяноста работ художника — около тридцати картин и шестидесяти рисунков и гравюр, дополненных рассказом о мастерской, художественном методе и сюжетах, которые легко читались фламандцами XVI века, но не всегда понятны современному любителю искусства.

В 2019 году празднование юбилея переместится в Бельгию, на родину художника. В Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе хранится вторая по значимости коллекция живописи Брейгеля (в Вену эти работы не дали). Одной из наиболее любопытных обещает стать выставка «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» в Королевской библиотеке (откроется в октябре 2019 года), которая представит ранние рисунки и гравюры.

Pieter Bruegel the Elder
«The Battle between Carnival and Lent»
1559
Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery
© KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder
«The Triumph of Death»
probably after 1562
Madrid, Museo Nacional del Prado
© Museo Nacional del Prado

Pieter Bruegel the Elder
«Two Monkeys»
1562
Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie
© Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie / Christoph Schmidt

Pieter Bruegel the Elder
«The Suicide of Saul»
1562
Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery
© KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder
«The Adoration of the Magi in the Snow»
1563
Swiss Confederation, Federal Office for Culture, Collection
Oskar Reinhart ‘Am Römerholz’, Winterthur
© Collection Oskar Reinhart ʻAm Römerholzʼ, Winterthur

Pieter Bruegel the Elder
«The Tower of Babel»
after 1563
Rotterdam, Museum Boijmans Van Beuningen
© Museum Boijmans Van Beuningen, Photograph: Studio Tromp, Rotterdam

Pieter Bruegel the Elder
«View of the Bay of Naples»
c. 1563
Rome, Galleria Doria Pamphilj
© Rome, Galleria Doria Pamphilj

Pieter Bruegel the Elder
«Dulle Griet»
1563
Antwerp, Museum Mayer van den Bergh
© Museum Mayer van den Bergh

Pieter Bruegel the Elder
«Christ Carrying the Cross»
1564
Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery
© KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder
«The Adoration of the Kings»
1564
National Gallery, London, U.K.
© The National Gallery, London 2018

Pieter Bruegel the Elder
«Hunters in the Snow»
1565
Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery
© KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder
«The Gloomy Day»
1565
Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery
© KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder
«The Return of the Herd»
1565
Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery
© KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder
«The Haymaking»
1565
Prague, The Lobkowicz Collections, Lobkowicz Palace, Prague Castle
© The Lobkowicz Collections

Pieter Bruegel the Elder
«The Peasant Wedding»
c. 1567
Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery
© KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder
«The Birdnester»
1568
Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery
© KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder
«Peasant Dance»
c. 1568
Kunsthistorisches Museum Vienna, Picture Gallery
© KHM-Museumsverband

Pieter Bruegel the Elder
«View of the Ripa Grande in Rome»
c. 1555-1556
© Devonshire Collection, Chatsworth
Reproduced by permission of Chatsworth Settlement Trustees

Pieter Bruegel the Elder
«The Temptation of Saint Anthony»
c. 1556
Oxford, The Ashmolean Museum, Bequeathed by Frances Douce, 1834
© Ashmolean Museum, University of Oxford

Pieter van der Heyden after Pieter Bruegel the Elder
«Big Fish Eat Little Fish»
1557
Vienna, Albertina
© Albertina, Wien

Pieter Bruegel the Elder
«The Painter and the Connoisseur»
c. 1566
Vienna, Albertina
© The Albertina Museum Vienna

© KHM-Museumsverband

© KHM-Museumsverband

© KHM-Museumsverband

© KHM-Museumsverband

© KHM-Museumsverband

© KHM-Museumsverband

© KHM-Museumsverband

© KHM-Museumsverband

© KHM-Museumsverband

© KHM-Museumsverband