С 11 декабря в Лондоне можно увидеть действительно нетривиальную инсталляцию на экологическую тему «Ice Watch» по проекту художника Олафура Элиассона. Он решил сделать обсуждение проблемы таяния льдов и глобального потепления более предметным и расставил в городской среде глыбы льда, выловленные у побережья Гренландии. Двадцать четыре из них расположены на площади перед галереей Tate Modern, еще шесть — перед небоскребом Bloomberg в лондонском Сити.

Целью Элиассона было вызвать у зрителей эмоциональную реакцию, так как все строгие научные расчеты уже были представлены обществу в докладе «Глобальное потепление 1,5°C», опубликованном межправительственной группой экспертов по изменению климата при ООН 8 октября этого года и вдохновившем художника на личное высказывание. «Всё это кажется таким абстрактным, далекая Гренландия и тающие льды, — говорит он. — Факты попадают в наше сознание, но не затрагивают наши чувства. Мне же хотелось найти способ проиллюстрировать эту историю так, чтобы она нашла отклик в сердцах людей».

Совместно с геологом Миником Розингом Элиассон отправился на «охоту» в фьорд Nuup Kangerlua в Гренландии и выловил из моря куски льда, отколовшиеся от ледников и обреченные на таяние. Теперь им предстоит растаять на глазах у посетителей инсталляции «Ice Watch»: время ее «работы» ограничено лишь погодными условиями. Зрителей приглашают не просто посмотреть на таяние льда, но и прикоснуться к нему, ощутить его запах. «Это физический процесс, он дает более четкое понимание, о чем ведут речь экологи, — поясняет Элиассон. — Перемены можно увидеть, учуять и услышать».

Действительно, каждая таящая глыба издает едва слышимое потрескивание и шипение, а приблизив лицо к поверхности льда, можно вдохнуть воздух, застывший в айсберге 10 000 лет назад и сейчас выходящий на волю. «Я не наивен, я понимаю, что один проект в поле не воин, — признает автор, — но я искренне верю, что это может стать началом движения к систематическим переменам».