Только что завершившийся в Лондоне юбилейный XV Фестиваль дизайна был наполнен событиями. Пять профильных выставок: Focus; отметившая свое 40-летие Decorex International; 100% Design, пригласившая молодого журналиста Макса Фрейзера на позицию контент-редактора; Designjunction, второй год собирающая около King Cross отличный микс скандинавских мебельных фабрик, итальянских и британских производителей света и начинающих дизайнеров; London Design Fair, в прошлом носившая название Tent London, которая в этом году заметно подросла, заняв уже все три этажа старой лондонской пивоварни. К этому нужно прибавить инсталляции теперь уже в девяти районах британской столицы, в том числе в районе Mayfair, славящемся знаменитыми галереями искусства и коллекционного дизайна. Официальным центром фестивального многообразия уже в восьмой раз стал Музей Виктории и Альберта. Из более четырех сотен событий мы отобрали лучшие.

Инсталляции Музея Виктории и Альберта

Самыми масштабными и эффектными проектами музея в этом году стали инсталляции «Reflection Room» от знаменитого мастера световых инсталляций Флина Талбота и «Transmission», созданная не менее знаменитым дизайнером Россом Лавгроувом. Первая расположилась в Prince Consort Gallery. В разных концах галереи площадью 35 кв. м дизайнер установил стеклянные трубки, светящиеся голубым и оранжевым светом, вдоль стен расположил 56 черных отполированных до зеркального блеска панелей из ПВХ. Дополняя друг друга и в тоже время контрастируя между собой, теплый оранжевый и холодный голубой свет создавали ощущение предзакатного неба и погружали публику в почти медитативное состояние.

Инсталляция Росса Лавгроува «Transmission» заняла Текстильную галерею музея и представляла собой скульптуру длиной 23,3 м, сшитую из алькантары, материала на ощупь едва отличимого от замши. Вдохновившись висящими по стенах девонширскими гобеленами XV века с изображением сцен охоты, дизайнер создал инсталляцию, которая бы соответствовала интерьеру галереи. Для этого он отсканировал и проанализировал цветовые сочетания полотен и использовал эти же оттенки при окрашивании ткани. Кроме того, новое полотно расшили двумя миллионами золотых и серебряных точек, поблескивающих при свете софитов. А через причудливые изгибы этой гигантской текстильной ленты можно было разглядывать фрагменты исторических гобеленов.


Инсталляция «(Un)comfort zone» от DimoreGallery в галерее Mazzoleni

Уже второй раз лондонский филиал известной туринской арт-галереи Mazzoleni, специализирующейся на работах итальянских художников послевоенного периода, отдает свое пространство в руки декораторов и дизайнеров. В этом году авторами проекта выступила миланская DimoreGallery. Дизайнеры Бритт Моран и Эмилиано Сальчи разделили помещение галереи на пять комнат. Туалет, гостиная, столовая, будуар и спальня пребывают в страшном беспорядке. Брошенный на пол чулок, недопитый бокал, оставленная в пепельнице сигарета, работающий старенький телевизор. Кажется, хозяева вышли и вот-вот вернутся. Элегантность ар-деко соседствует с бунтарскими и сумасшедше-яркими 1970-ми. Для создания этих живописных инсталляций была использована живопись и графика из фондов галереи Mazzoleni, винтажная мебель и светильники из коллекции дизайнеров, а также объекты, сделанные по их же эскизам. Монохромные торшеры и розовые бра Габриэллы Креспи, люстра Venini (1960), розовый унитаз Джо Понти, круглый обеденный стол Игнасио Гарделлы и многое другое предлагается рассматривать как в замочную скважину, так и сквозь небольшие, напоминающие иллюминаторы круглые отверстия в стене.


Выставка «Design Frontiers»

Выставка «Design Frontiers», прошедшая в здании Somerset House, собрала тридцать известных дизайнеров. Все проекты без исключения с новаторским социальным и природоохранным подтекстом. Арик Леви в инсталляции «Mineral Gravity» представил удивительные декоративные возможности искусственного камня Compac, похожего на мрамор, но при этом имеющего большую прозрачность.

Хайме Айон и Джаспер Моррисон демонстрировали новую линию одежды и аксессуаров для Jijibaba. Дизайнеры создали очень характерные для каждого предметы примерно в одних и тех же зеленых, серых и бежевых тонах. Свитера и футболки Хайме Айона украшали лица его фирменных пришельцев и клоунов, а Джаспер Моррисон остался приверженцем истинно английской простоты, использовав хлопок в неяркую клетку и твидовые ткани.

«Luminous Reflections» — так назывался проект Swarovski совместно с Тордом Бонтье. Дизайнер разработал для известной компании три новых декоративных кристалла без огранки, с мягкими контурами, скорее напоминающих подтаявшие кусочки льда. Тут же висели три люстры, в которых были использованы эти кристаллы. Интересно, что лампочки во всех светильниках питались не от проводов, а непосредственно от корпуса светильника.

Себастиан Кокс совместно с Нинеллой Ивановой потряс всех инсталляцией «Mycelium+Timber» и «выращенными» из перемолотых в муку древесных грибов люстрами и табуретами. Там же на стенде он демонстрировал все этапы «выращивания» и последующего запекания отдельных элементов своих работ.


Выставка «The Graduates» в Carpenters Workshop Gallery

В галерее современного коллекционного дизайна Carpenters Workshop проходила выставка «The Graduates», куратором которой стала известный дизайн-критик из Голландии Лидевью Эделькорт, славящаяся своей способностью предсказывать изменения векторов развития современного дизайна. Для экспозиции Эделькорт отобрала работы пятнадцати выпускников из разных дизайн-школ со всего мира, которые, по мнению критика, в ответ на затянувшийся экономический кризис и угрожающие миру гуманитарные и экологические катастрофы стремятся выработать новый язык дизайна. Они объединяют современные промышленные технологии с ремесленным производством, придумывают новые артефакты, вокруг которых зарождаются доселе неведанные ритуалы. В ход идут различные природные материалы: песок, камень, метал, глина, натуральный волос и растительные волокна. Из этих экспериментов рождаются на вид довольно брутальные, но при этом очень деликатные, тактильные и эмоциональные вещи. Таковы консоли Тома Баллуэ из коллекции «Ways of Altering», созданные из картона, полистирола, резиновых жгутов, песка и клея ПВА. И грубые угловатые табуреты и зеркала-линзы с неровными краями из патинированного листового метала от Антона Хендрика Дениса. И глиняный кувшин с ручкой, утопленной внутрь сосуда, из коллекции «Omnipotence of Thought» американского дизайнера Карло Лоренцетти.


Выставка группы Enlightment II (Голландия) в крипте St. Pancras Parish Church

Решив выйти из тени больших коммерческих выставок, группа голландских дизайнеров света уже второй год устраивает отдельные небольшие инсталляции в разных районах Лондона. На этот раз они обосновались в живописных подвальных помещениях церкви Святого Панкратия. Люстры, торшеры, настольные лампы и бра очень выгодно смотрелись под замшелыми низкими каменными сводами старинной крипты. Загадочно вспыхивали и гасли лампы «Radiolaria» от дизайнерского дуэта Bernotat & Co, выполненные из синтетического полотна. В выключенном состоянии они излучали зеленоватый фосфоресцирующий свет, напоминая загадочные морские бактерии. Таинственно смотрелись гигантские торшеры и лампы-грибы из разноцветного богемского стекла, созданные Арнаутом Виссером.


Проект «Future Heritage» на выставке Decorex International
         

Известная британская журналистка и куратор Корин Джулиус пятый год представляет отобранные ею работы дизайнеров, работающих на стыке искусства и дизайна и создающих лимитированные коллекции. Центральное место на стенде занимал проект «Totem» дизайнерского дуэта Karhof & Trotereau — вращающаяся скульптура высотой 3,5 м из соединенных между собой 18 белых абажуров, окруженная 4 тотемами меньшего размера. Внимание посетителей привлекли комоды и шкафчики Дэвида Гейтса и Хелен Карнак, формой похожие на фавелы с прилепившимися друг к другу домиками, «опасно» опирающиеся на тонкие металлические ножки. Деревянные части изготовлены Гейтсом, а металлические крепления, декоративные эмалированные и патинированные поверхности — прерогатива Карнак. Совмещая эти два материала, дизайнеры достигают потрясающего декоративного эффекта. Совсем по-другому смотрятся немного раздувшихся форм шкафы, стеллажи и консоли из коллекции «Cocoons», выполненные француженкой Марлен Уиссу, в качестве рабочего материала выбравшей коконы индийских шелкопрядов.


Проект «Private View» бюро It’s Nice That в Conran Shop

Очень забавную шутку сыграло бюро It’s Nice That в сотрудничестве с дизайнерской студией Arc Two, писателем Мишелем Кроу и мастерскими Howling Hands, производящим арт-объекты, с посетителями известного лондонского Conran Shop. В витринах магазина дизайнеры установили инсталляцию «Private View», смахивающую на выставку современного искусства и последствия тяжелой вечеринки одновременно. Авторы сопроводили свой проект значками, наклейками и холщовыми сумками со смешными надписями: «Я в списке гостей», «Встречаюсь с художником», «Я здесь исключительно за бесплатным вином» и «Не мешайте мне, я устанавливаю полезные связи».


Проект «Ready Made Go III»

В третьем по счету проекте «Ready Made Go», который организует лондонский Ace Hotel, приняли участие Майкл Марриотт, Джеймс Шоу, Оскар Диас, Ян Макинтайр и студия Soft Baroque. Все они работали над созданием конкретных предметов, жизненно необходимых для деятельности отеля, причем при их создании использовали материалы из вторично переработанного сырья. В результате на свет появился легкие барные стулья Майкла Марриотта, посверкивающие серебряными обертками от йогуртов, наборы для соли и перца с черным основанием и медными ручками Оскара Диаса, цветочные кашпо, подносы и подсвечники, словно сделанные из взбитых сливок, выдавленных через кулинарный пакет, от Soft Baroque, а также керамические кувшины, кружки и журнальные столики.


Выставка в честь 50-летия системы хранения Componibili

 
Те, кто пропустили этот проект в Милане и Нью Йорке, во время Лондонского фестиваля дизайна имели возможность заглянуть в первый флагманский шоу-рум компании Kartell и увидеть целую серию работ, созданных известными современными дизайнерами в честь 50-летия знаменитой модульной системы хранения от Анны Кастелли Ферриери под названием «Componibili». В своей любви к этой иконе дизайна признались многие. Кто всерьез, а кто и с долей иронии. Ферруччо Лавиани положил
модульную систему хранения на бок и, приделав к ней ножки, превратил ее в цветочную клумбу. Филипп Старк вообразил объект памятником, в качестве постамента использовав одного из своих садовых гномов. Фабио Новембре постарался придать шкафу сходство с человеческим лицом, прорезав на поверхности крышки выдвижного ящика отверстие, напоминающее улыбку. Модные марки Emilio Pucci и Missoni украсили именинницу узнаваемыми фирменными принтами.


Выставка «Cocktail Atmospheres» от студии Matter of Stuff в ресторане Sketch

Студия Matter of Stuff является своего рода куратором в среде дизайнеров и производителей. Отобрав присланные на конкурс работы, создатели студии помогли дизайнерам реализовать их проекты, найдя для них производителей. Так на свет появилась коллекция предметов, составившая основу выставки «Coctail Atmospheres», прошедшей в прославленном мишленовском ресторане Sketch. В нее вошли утонченные и выразительные светильники Сабины Бельфиоре Лукович «Luminarie» сделанные из составленных в различные композиции металлических колец разного диаметра, испещренных мельчайшими светящимися точками светодиодов; кожаное клубное кресло с каркасом из гнутой металлической трубки Глена Багерста; мраморный столик «Coulee», силуэтом напоминающий раскрытую книгу, дизайнера Нины Чо. На время фестиваля все эти предметы украсили входной вестибюль ресторана.