Первый и до сих пор единственный аукцион Sotheby’s в России состоялся 7 июля 1988 года. Тридцатилетию этого исторического для русского неофициального искусства события Музей современного искусства «Гараж» посвящает выставку «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988».

«1988 год для русского неофициального искусства являлся значимым, потому что это искусство узнало международное сообщество. До этого какие-то отдельные коллекционеры на Западе ценили и собирали неофициальное русское искусство, но здесь это получился выход в мировой художественный контекст, что ли. И это было очень интересно. Для меня, безусловно, и для всех художников, я здесь не исключение», — рассказывал в интервью ARTANDHOUSES один из непосредственных участников тех событий художник Гриша Брускин. На тех памятных торгах он стал настоящим героем вечера — его живописная работа «Фундаментальный лексикон» 1986 года стала самым дорогим лотом и была продана более чем за £220 тыс. Сегодня произведение приедет на выставку в Москву из частной коллекции в Германии.

Гриша Брускин рядом со своими работами на предаукционной выставке Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре
Москва, июль 1988
Фото: Сергей Борисов
© Сергей Борисов

Действительно, время горбачевской перестройки открывало Россию Западу с самых разных сторон, и мир современного искусства не стал исключением. По сути торги, организованные одним из самых известных аукционистов Симоном де Пюри (в то время работавшим в Sotheby’s, а позже приложившим руку к появлению дома Phillips), стали первым масштабным показом нашего неофициального искусства. Тех художников, что не были и не желали быть вовлеченными в отлаженную советскую арт-академическую машину.

Как вспоминали очевидцы, Sotheby’s привез целый десант коллекционеров, заинтригованных возможностью в открытую посмотреть на то, что творится за «железным занавесом». В торгах принимали участие как работы актуальных авторов — Ильи Кабакова, Вадима Захарова, Игоря и Светланы Копыстянских, Сергея Шутова и многих других, так и произведения мастеров авангарда. Примечательно, что работы покупали не только западные собиратели, но и российские — их вещи также будут представлены в экспозиции.

Кроме ряда работ, участвовавших в торгах 1988 года, на выставке в «Гараже» будут показывать видео самого аукциона, архивные материалы и обширную фотохронику до, во время и после события.

Светлана и Игорь Копыстянские и Элтон Джон на выставке Копыстянских в Dany Keller Gallery
Мюнхен, 1989

Предаукционная выставка Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре
Москва, 2–7 июля 1988
Фото: Александр Лаврентьев
© Александр Лаврентьев

На торгах Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре
Москва, 7 июля 1988
Фото: Сергей Борисов
© Сергей Борисов

Гриша Брускин
«Фундаментальный лексикон»
1986
Частное собрание, Германия

Илья Кабаков
«Всё о нем»
1971
 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Светлана Копыстянская
«Пейзаж № 4»
1988

Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных
©Светлана Копыстянская

Вадим Захаров
«A-4»
1985

Московский музей современного искусства

Сергей Шутов
«Асса, племяши!»
1987

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», коллекция ГЦСИ

Александр Родченко
«Клоун. Сцена в цирке»
1935

Собрание Марины и Бориса Молчановых