Выставка с говорящим названием «Роскошь и нищета в Веймарской республике. От Отто Дикса до Жанны Маммен» открылась в Schirn Kunsthalle во Франкфурте-на-Майне. Одна из ведущих немецких институций показывает панораму художественных революций в Германии после Первой мировой войны.

Веймарская республика — неофициальное название Германии в 1919–1933 годах, принятое в основном у историков и литераторов. Так стали именовать государство после принятия в крошечном Веймаре демократической конституции и создания федеральной республиканской системы госуправления, которые должны были поднять из руин экономику страны и повысить уровень жизни граждан. Многие художники были непосредственным образом вовлечены в события тех дней: одни воевали на полях Первой мировой, другие боролись за демократию, третьи принимали участие в индустриализации и растущей индустрии развлечений. Все были затронуты проблемами эпохи, все были заняты поисками нового реализма — натуралистичного, отчаянного, сердитого, а порой, как показывают кураторы выставки, и пророческого.

В экспозицию включили около двухсот работ художников, проживавших в самых разных регионах Веймарской республики, от Гамбурга до Мюнхена и от Кельна до Дрездена. И все они рассказывают о разных периодах недолгой республиканской жизни вплоть до прихода к власти национал-социалистов и мирового экономического кризиса, ставших поводом для ее крушения.

В выставке участвуют картины, скульптуры и графика таких уже раскрученных в мире немецких художников, как Отто Дикс и Макс Бекманн, Карл Гроссберг и Конрад Феликсмюллер.

© Schirn Kunsthalle Frankfurt, 2017
Photo: Norbert Miguletz

© Schirn Kunsthalle Frankfurt, 2017
Photo: Norbert Miguletz

© Schirn Kunsthalle Frankfurt, 2017
Photo: Norbert Miguletz

Otto Dix
«Woman with Mink and Veil»
1920
Judy and Michael Steinhardt Collection, New York
© VG Bild- Kunst, Bonn 2017

Georg Scholz
«Café / Swastika Knight»
1921
Merrill C. Berman Collection, New York
© VG Bild-Kunst, Bonn 2017
Photo: Galerie Michael Hasenclever

Otto Dix
«Pimp and Girl»
1923
The Morgan Library & Museum, Bequest of Fred Ebb
© VG Bild-Kunst, Bonn 2017
Photo: Janny Chiu 2015

George Grosz
«Street Scene / Kurfürstendamm»
1925
Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid
© VG Bild-Kunst, Bonn 2017

Jeanne Mammen
Ash Wednesday
ca. 1926
Private collection, Berlin
© VG Bild-Kunst, Bonn 2017
Photo: Mathias Schormann, Berlin

Kurt Günther
«The Radioist / Citizen on the Radio»
1927
Staatliche Museen zu Berlin, Nationalgalerie
Photo: bpk / Nationalgalerie, SMB / Klaus Göken, © VG Bild-Kunst, Bonn

Franz Radziwill
«Karl Buchstätter Falls to His Death»
1928
Museum Folkwang, Essen
© VG Bild-Kunst, Bonn 2017
Photo: Museum Folkwang Essen — ARTOTHEK

Max Oppenheimer
«Six-Day Race»
ca. 1929
Private collection
Fotostudio Bartsch, Karen Bartsch, Berlin

Christian Schad
«Seminude»
1929
Von der Heydt-Museum Wuppertal
© VG Bild-Kunst, Bonn 2017
Photo: Antje Zeis-Loi, Medienzentrum Wuppertal

Dodo
«Box Logic»
for the magazine Ulk
1929
Private collection, Hamburg
© Krümmer Fine Art

Carl Grossberg
«White Tanks / Harburg Oil Refinery»
1930
Olcese Family Collection
© Collection Family Olcese

Kurt Querner
«Agitator»
1931
Staatliche Museen zu Berlin, Nationalgalerie
© VG Bild-Kunst, Bonn 2017
Photo: bpk / Nationalgalerie, SMB / Bernd Kuhnert

Kate Diehn-Bitt
«Self-Portrait with Son»
1933
Kunsthalle Rostock