Проект Музея Тиссена-Борнемисы посвящен эпохе пышного расцвета Венеции, XVI веку, времени, когда окрепшая политически и экономически Светлейшая Республика — Серениссима предъявила собственное представление о красоте как альтернативу эстетике Рима и Флоренции, воплощенной в творениях Рафаэля и Микеланджело. В отличие от идеалистической концепции соперников, мастера венецианской школы живописи более пристально вглядывались во всё многообразие природы и отдавали ей явное предпочтение. Классическому подходу венецианские живописцы противопоставили чувственность форм, естественность, звучное пиршество красок, золотые облака, жемчужную лазурь, блестящие мраморные инкрустации и переливающиеся радугами драпировки. Основа живописи, считали они, это цвет и сочетания света и тени, а вовсе не заряд энергии, расположение фигур, взаимодействие и контраст объемов и линий.
Представление об открытой и свободной манере письма Тинторетто и Веронезе, Тициана и Джорджоне, Лотто и Бассано, характерной деструкции штриха и цвета дают их полотна — портреты, аллегорические сцены, пейзажи, подобранные куратором выставки Фернандо Чекой Кремадесом, профессором истории искусств Мадридского университета Комплутенсе. Шедеврами для столь блистательной коллекции венецианской живописи поделились лучшие музеи мира — Палаццо Питти и Галерея Уффици во Флоренции, Лувр, Национальная галерея в Лондоне, Музей истории искусств в Вене, Академия в Венеции.

Tintoretto
«Portrait of Jacopo Soranzo»
c.1550-1551
Milan, Pinacotheca Civica del Castello Sforzesco
Racolte d’Arte Antica del Castello Sforzesco, Milano

Paolo Veronese
«Jupiter and a Nude»
1560
Boston Museum of Fine Arts
Photograph © 2017 Museum of Fine Arts, Boston

Paolo Veronese
«Judith and Holophernes»
c. 1580
Genova, Musei di Strada Nuova, Palazzo Rosso © Musei di Strada Nuova

Paolo Veronese
«Portrait of the Architect Vincenzo Scamozzi»
c.1585
Denver Art Museum, Charles Bayly, Jr. Collection

Giovanni Cariani
«The Musicians»
c. 1520. Bergamo
Fondazione Accademia Carrara
Su concesione di Fondazione Accademia Carrara, Bergamo

Paris Bordone
«Perseus armed by Mercury and Minerve»
c. 1545-1555
Birmingham, Collection of the Birmingham Museum of Art
© Photo Sean Pathasema

Domenico Brusasorci
«Portrait of Pase Guarienti»
1556
Verona, Museo di Castelvecchio
Photo Umberto Tomba

Lorenzo Lotto
«Portrait of a Young Man in his Studio’
c.1528 – 1530
Venice, Gallerie dell’ Accademia

Giovanni Battista Moroni
«Titian’s Schoolmaster»
c. 1575
Washington, National Gallery of Art, Widener Collection © 2017 National Gallery of Art