Выставка «Виктор Вазарели. Рождение оп-арта» проходит в мадридском Музее Тиссена-Борнемисы. Крупнейшая ретроспектива одного из главных представителей оп-арта включает около 100 работ из ведущих музеев мира.

На экспозиции самого знаменитого представителя оп-арта Виктора Вазарели голова может пойти кругом. Известны случаи, когда особо впечатлительные зрительницы даже падали в обморок от вида его геометрических обманок. Художник занимался оптической иллюзией — на его картинах пространство начинает пульсировать, а геометрический орнамент приходит в движение. Эффекта 3D-изображения Вазарели сумел добиться задолго до изобретения компьютерной графики. Правда, на некоторое время он вышел из художественной моды, будучи не слишком интересен в эпоху постмодерна, однако на выставке в Мадриде его искусство обрело новые перспективы, в том числе как предшественника новейших технологий.

Рождение оп-арта произошло в 1950-е годы, когда физики и лирики всех стран нашли точки соприкосновения — не только в СССР. Вазарели делал ставку «не на сердце, а на сетчатку», используя достижения науки, касающиеся зрения, и не только. Ему были интересны и новейшие космические исследования: многие его работы были посвящены космосу и получили имена звезд. Его картины как будто генерировали космическую энергию — не зря коллаж «Космос» побывал на борту космического корабля «Союз Т-6» и на космической станции «Салют 7» в 1982 году.

Вазарели родился в венгерском городе Печ, учился в школе «Мюхей», которую называли «будапештским Баухаузом», и в 1930 году переехал в Париж, чтобы оказаться в эпицентре современного искусства. В его ранних работах чувствует влияние Пикассо и Де Кирико, однако вскоре он находит собственный путь — в геометрической абстракции. В 1955 году он пишет свой «Желтый манифест», где формулирует основные принципы оп-арта. И в том же году в галерее Дениз Рене участвует в выставке «Движение», организованной Понтусом Хультеном. С тех пор ему сопутствует удача — он становится лауреатом многочисленных премий, получает во Франции титул рыцаря ордена Искусств и литературы и даже участвует в выставках documenta.

Мадридская ретроспектива, где наиболее полно показаны живопись, графика и объекты Вазарели, стремится открыть все грани таланта художника, который останется в истории не только автором знаменитых «зебр», но и тем, кто повлиял на современный промышленный дизайн и компьютерную графику.

Victor Vasarely
«Zebras. Prekinetic Study»
1939 
Vasarely Múzeum, Budapest

Victor Vasarely
  «Man in motion. Study of Motion / The Man»
1943
Vasarely Múzeum, Budapest

Victor Vasarely
«Amir / Rima»
1953
Vasarely Múzeum, Budapest

Victor Vasarely
«Naissances / From the album Hommage à J.S. Bach, Supplement No.3»
1954-1960
Vasarely Múzeum, Budapest

Victor Vasarely
«Gixeh II»
1955-1962
Szépműveszéti Múzeum, Budapest

Victor Vasarely
«Zint-MC»
1960-1976
Vasarely Múzeum, Budapest

Victor Vasarely
«Marsan-2»
1964-1974
Vasarely Múzeum, Budapest

Victor Vasarely
«Ferde»
1966-1974
Vasarely Múzeum, Budapest

Victor Vasarely
«Kroa-MC»
1969
Vasarely Múzeum, Budapest

Victor Vasarely
«Doupla»
1970-1975
Vasarely Múzeum, Budapest

Victor Vasarely
«Negative Manipur»
1971
Colección privada
Cortesía Fondation Vasarely

Victor Vasarely
«Feny»
1973
Colección Carmen Thyssen- Bornemisza

Victor Vasarely
«Nora-Dell»
1974-1979
Vasarely Múzeum, Budapest

Victor Vasarely
«Eroed-Pre»
1978
Vasarely Múzeum, Budapest

Victor Vasarely
«Bi-Octans»
1979
Vasarely Múzeum, Budapest

Victor Vasarely
«Stri-Oet»
1979
Vasarely Múzeum, Budapest

Victor Vasarely
«Chess Set»
1980
Vasarely Múzeum, Budapest