Летом в Центре искусств королевы Софии проходит выставка «Русский дада. 1914–1924», исследующая русский след в дадаизме. В экспозицию вошли 250 произведений — живопись, коллажи, книги и фильмы из российских и западных коллекций.

Считается, что дадаизм в России не прижился, поэтому от мадридской выставки следует ожидать открытий. По крайней мере, ее куратор Маргарита Тупицына представляет новый взгляд на устоявшиеся представления о русской версии направления. Сложно отрицать, что русский авангард с дадаизмом пересекался, а кое-где и смыкался. Абсурд, нигилизм, ирония были инструментами художников-авангардистов и на Западе, и в России. Как отмечает куратор, «выставка исследует русский авангард через перспективу антиискусства, ассоциированного с интернациональным движением дада».

Заумь Велимира Хлебникова и Алексея Крученых, некоторые работы Казимира Малевича вполне резонировали с европейским дадаизмом. Василий Кандинский вдохновлял цюрихских дадаистов и даже выставлялся с ними в одной галерее. Владимир Татлин и вовсе был кумиром немецких представителей движения, которые мечтали выпускать журнал, названный в честь русского конструктивиста. Скульптуры Александра Архипенко считались близкими реди-мейдам Марселя Дюшана. А русский музыкант и художник Ефим Голышев действительно был участником движения дада в Берлине, в то время как Сергей Шаршун и Илья Зданевич участвовали в выставках дадаистов в Париже.

В первой части выставки показано, как русский авангард двигался от абстракции к коллажу и реди-мейду. Вторая ее часть посвящена революционной эстетике и Ленину, жившему в Цюрихе неподалеку от «Кабаре Вольтер». Дадаисты мифологизировали фигуру вождя русской революции, а немец Йоханнес Баадер даже утверждал, что дадаизм придумали Ленин и Троцкий.

Последняя часть исследует связь между Россией и центрами дадаизма — Парижем и Берлином. Среди художников, в чьих работах обнаруживается влияние движения, — Натан Альтман, Василий Ермилов, Иван Клюн, Густав Клуцис, Алексей Крученых, Казимир Малевич, Алексей Моргунов, Иван Пуни, Александр Родченко, Ольга Розанова и другие деятели русского авангарда.

Ilin (Nal)
«Futurism in a village»
1914
Vladimir Dahl Russian State Literary Museum

Ilia Zdanevich
Poster for the “New Schools of Russian Poetry”
1921

Vladimir Tatlin
«Constructing the Monument to the Third International»
1929
Musei Estatal de Arte Contemporaneo

Aleksei Morgunov 
«Cubofuturistic composition»
1915
Stedelijk Museum, Amsterdam

Olga Rozanova
«In the Street»
1915
Slobodskoy Museum-Exhibition Center