Мадридский музей Прадо совместно с Национальным музеем искусства Каталонии представляет первую ретроспективную выставку Бартоломе Бермехо. Средневековым мастером из Кордовы историки долгое время пренебрегали и лишь в прошлом веке оценили его по достоинству.
Сведения о жизни Бартоломе де Карденаса, прозванного Эль Бермехо (1440–1501), крайне скудны и противоречивы. Исследователи, впрочем, сегодня сходятся на том, что он учился живописи в космополитичной Валенсии, куда во второй половине XV века уже проникли, и были впитаны художником, фламандские и итальянские стили портретной и религиозной живописи. В особенности, как говорят ученые, на него повлияли произведения Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена.
«Наряду с техническим мастерством, у него была удивительная способность разрабатывать новые интерпретации тем и иконографии. А исследования в области портретной и пейзажной живописи позволили создать инновационные для своего времени произведения искусства», — говорит куратор выставки Жоан Молина.
Талант живописца был по достоинству оценен при жизни — заказы на алтарные образы и портреты ему поступали из церкви и от местной знати, а композиции копировали современники. Но после смерти Бермехо о нем практически забыли, и его имя было вновь открыто на рубеже XIX–XX веков, когда им заинтересовались известные коллекционеры и даже появились первые подделки его работ.
Сегодня в Прадо собрали около 50 произведений из 25 музеев и частных коллекций, включая лондонскую Национальную галерею и Кафедральный собор Барселоны, выдавший для экспозиции свою масштабную «Пьету».