В мадридском Музее Тиссена-Борменисы открылась выставка классика немецкого экспрессионизма Макса Бекмана «В изгнании» («Exile Figures»). В экспозицию вошли 52 работы — живопись, скульптура и графика из ведущих музеев мира, среди которых такие известные его полотна, как «Лодка», «Общество, Париж», «Ночь в городе», «Аргонавты».

Макс Бекман — художник катастроф. Еще до Первой мировой войны, как будто предчувствуя будущую трагедию, он написал «Землетрясение в Мессине» и «Гибель “Титаника”». Но то, что он увидел, работая санитаром в госпитале во время войны, стало кошмаром, который остался с ним на всю жизнь. В своем дневнике он писал, что ненавидит сентиментальность. Действительно, в его картинах нет места сантиментам, в них совсем нет красивости, идеализма, романтики. Зато есть почти средневековая искренность и душераздирающее ощущение боли. В его работах физически ощущается крик ужаса, хотя никто не кричит. Бекман писал картины на религиозные сюжеты, но его мир — это мир, оставленный богом и лишенный милосердия.

Экспозиция разделена на две части: немецкий период, когда Бекман жил в Германии, и после, когда он вынужден был бежать от нацистов в Амстердам, а затем и в США. Гнетущая атмосфера в Германии после Первой мировой войны, стране, потерпевшей поражение, — главная тема Бекмана до 1933 года, который стал переломным для художника. Его отстранили от преподавания в Художественном институте Дюссельдорфа, его картины были изъяты из музеев Германии и заняли почетное место на выставке «Дегенеративного искусства». Критики писали: «…едва ли существует хоть одна картина большевика от искусства Бекмана, которая не представляла бы из себя подлости». В 1937 году Бекман бежал в Амстердам, где пережил Вторую мировую войну.

В изгнании картины Бекмана становятся еще более драматичными. Мир представляется ему как чудовищный карнавал, цирк, где лица людей скрыты масками. После переезда в США Бекман наконец обретает покой, его картины выставляются и покупаются. Однако период спокойствия оказался недолгим: в 1950 году он умирает от сердечного приступа. Главным же полотном американского периода стал его триптих «Аргонавты», который он закончил в день своей кончины.

Max Beckmann
«Self-Portrait with Champagne Glass»
1919
Préstamo permanente en el StÄdel Museum, Fráncfort del Meno

Max Beckmann
«Double Portrait»
1923
Städel Museum, Frácfort del Meno

Max Beckmann
«Still Life with Gramophone and Irises»
1924
The Lewis Collection

Max Beckmann
«Carnival, Double Portrait»
1925
Museum Kunstpalast, Düsseldorf

Max Beckmann
«Paris Society»
1931
Solomon R. Guggenheim Museum, Nueva York

Max Beckmann
«Self-Portrait»
1936
Museum der bildenden Künste Leipzig

Max Beckmann
«Self-Portrait with Horn»
1938
Neue Galerie, Nueva York, y colección privada

Max Beckmann
«Lady wityh a Mirror»
1943
Colección privada

Max Beckmann
«The Transport of the Sphinxes»
1945 
Staatliche Kunsthalle Karlsruhe

Max Beckmann
«Begin the Beguine»
1946
Colección del University of Michigan Museum of Art, Ann Arbor

Max Beckmann
«The Mill»
1947 
Portland Art Museum, Portland

Max Beckmann
«Cabins»
1948
Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, Düsseldorf

Max Beckmann
«The Prodigal Son»
1949
Sprengel Museum, Hannover

Max Beckmann
«Plaza / Hotel Lobby»
1950
Colección de la Albright-Knox Art Gallery Buffalo, Nueva York

Max Beckmann
«Falling Man»
1950
National Gallery of Art, Washington D. C. 

Max Beckmann
«The Argonauts»
1949-1950
National Gallery of Art, Washington D. C. 

Max Beckmann
«The Argonauts»
1949-1950
National Gallery of Art, Washington D. C. 

Max Beckmann
«The Argonauts»
1949-1950
National Gallery of Art, Washington D. C.