Венецианская биеннале современного искусства открылась для зрителей 13 мая и продлится до 26 ноября. ARTANDHOUSES уже рассказывал об основном проекте биеннале «Viva Arte Viva» и выставке в павильоне России. Обе экспозиции расположены в двух главных биеннальных центрах — Арсенале и садах Джардини, обе ориентированы на зрителя и, безусловно, заслуживают внимания.

В нашей подборке сегодня — исторически важные выставки, разбросанные по всему плавучему городу, которые непременно нужно посетить всем, кто интересуется современным искусством.

«Интуиция»

Palazzo Fortuny

до 26 ноября

На протяжении последних десяти лет во время открытия Венецианской биеннале в Palazzo Fortuny выстраивались очереди длиннее, чем на основной проект самого смотра: здесь проходили вернисажи выставок, организованных Акселем Вервордтом, прославленым бельгийским галеристом, декоратором и дизайнером. Адепт эклектики и минимализма, он на четырех этажах и без того фантастического дворца — бывшего ателье и дома дизайнера Мариано Фортуни — выстраивал свои удивительные миры, смело жонглируя стилями, направлениями и эпохами. «Интуиция», посвященная мистическому и потустороннему в искусстве разных веков, завершает цикл из пяти венецианских выставок Вервордта. В ней участвуют работы около ста пятидесяти художников, от неизвестных скульпторов III–II вв. до н. э. до Пикассо, Сая Твомбли и Герхарда Рихтера.

Installation view El Anatsui ©JPGabriel


«Корабль течет. Капитан лгал»

Ca’ Corner della Regina, Fondazione Prada

до 26 ноября

Все, кто видел павильон России на Венецианской биеннале 2013 года с инсталляцией «Даная» Вадима Захарова, наверняка помнят и имя куратора той памятной выставки немца Удо Киттельмана. А те, кто хоть раз побывал в любом из пространств Fondazione Prada, будь то Милан или Венеция, знают, какие тонкие фантазийные проекты там показывают. В этом году фонд пригласил куратора сделать свой венецианский проект, и ожидания критиков от альянса оправдались на все сто. Киттельман сделал невероятную выставку, соединив работы знаменитого фотографа Томаса Деманда, сценографа и художника по костюмам Анны Виброк, видео и фрагменты фильмов режиссера Александра Клуге. Это изящный микс искусства, театра и кино, перекликающихся в самых неожиданных ракурсах с архитектурой и дизайном самого палаццо XVIII века. Куратор здесь будто приглашает зрителей стать соучастниками и актерами пьесы в стиле документалистики, посвященной глобальным проблемам современного мира.

View of the exhibition “The Boat is Leaking. The Captain Lied.”
Photo Delfino Sisto Legnani andMarco Cappelletti
Courtesy Fondazione Prada


«Человек как птица. Образы путешествий»

Palazzo Soranzo Van Axel

до 5 сентября

Через эту выставку ГМИИ имени А. С. Пушкина впервые на большом международном уровне представляет свою программу «Пушкинский XXI», о которой по выставкам современного искусства в музее уже знает московский зритель, но пока не имело представления большое мировое арт-сообщество музейщиков, галеристов и коллекционеров. О программе и экспозиции в преддверии открытия выставки в Венеции ARTANDHOUSES рассказывала директор музея Марина Лошак.

Masaki Fujihata
“Private TV/Room”
2009-2010
Supported by Tokyo Gallery + BTAP
Courtesy of the artist


«пространство сила конструкция»

Palazzo delle Zattere

до 25 августа

V-A-C Foundation, принадлежащий русскому миллиардеру Леониду Михельсону, представил свой первый полноценный проект в реконструированном дворце Palazzo delle Zattere, анонсированном как постоянное представительство фонда еще на прошлой биеннале.

Сбалансированная и отлично выстроенная выставка «пространство сила конструкция» — своего рода перекличка между старым (постреволюционным) и новым (современным) искусством. От Эль Лисицкого, Маяковского, Родченко и Дейнеки, создававших визуальную мощь молодой Страны Советов, до тех наших современников, на которых их искусство повлияло, кого вдохновляло или у кого находит отголоски сегодня. Среди последних — участница основного проекта биеннале Ирина Корина, Цао Фэй, Барбара Крюгер, Вольфганг Тильманс, Таня Бругера и другие.

Irina Korina
«The Hall of Columns»
2017
Produced by V-A-C FoundationInstallation View, Space Force Construction
Photo Delfino Sisto


«Сокровища с затонувшего корабля “Невероятный”»

Palazzo Grassi и Punta della Dogana

до 3 декабря

По уровню изобретательности и качеству продакшена выставка, о которой мы писали ранее, производит грандиозное впечатление. Безграничная фантазия художника здесь смешала всё — наскальную живопись, чеканку, древнеегипетские и римские скульптурные каноны, поп-героев наших дней, золото, мрамор, полимеры, хрусталь и массу других вещей и материалов. Впрочем, обе части масштабного проекта, который разобьется на кусочки и разъедется по частным коллекциям всего мира после закрытия (как пишут СМИ, более 60% вещей уже продано), смотреть не обязательно. Для представления о «триумфальном возвращении Херста» будет достаточно экспозиции в Палаццо Грасси.


«Филип Гастон и поэты»

Gallerie dell’Accademia

до 3 сентября

Выставку классика современного искусства Филипа Гастона в Академии можно назвать полноценной ретроспективой: здесь представлены практически все вехи его художественных опытов разных лет. Он успел блестяще поработать в самых разных стилях и направлениях в течение жизни — от метафизической живописи, которой он занимался под влиянием Джорджо де Кирико, через комиксы и абстрактный экспрессионизм (он дружил с Джексоном Поллоком), до фигуративной графики и живописи.

В Венеции выбрали два акцента в творчестве потомка русских эмигрантов (он родился в Канаде в еврейской семье из Одессы) — итальянский след (Гастон здесь учился и вдохновлялся фресками и алтарными образами художников Возрождения и Ренессанса) и книжную иллюстрацию, которой художник увлекался в разные годы.

Philip Guston
«The Line»
1978
Private Collection
© The Estate of Philip Guston
Courtesy Hauser & Wirth


«Glasstress»

Palazzo Franchetti

до 26 ноября

Glasstress — одна из самых популярных выставок во время каждой биеннале. Этим она обязана и своему месторасположению — роскошный дворец Palazzo Franchetti находится по другую сторону моста от Галереи Академии на Гранд-канале — и, конечно, выдающемуся составу художников, которых год из года Fondazione Berengo приглашает к созданию произведений искусства из стекла. Для экспозиции этого сезона биеннале в создании хрупких образов принимали участие Ай Вэйвэй, Сара Зе, братья Джейк и Динос Чепмены, Чарльз Айвери, Ян Фабр, Томас Шютте, Уго Рондиноне и другие известные авторы.

У фонда есть своя стеклодувная мастерская на Мурано, известная на весь мир, а также пространство для временных выставок со средневековой печью, которую владельцы хранят как выдающийся артефакт. Именно она стала в этом году героиней второй части проекта «Glasstress» на Мурано, который получил название «Фабрика несыгранных нот». Эту тотальную инсталляцию в виде трюма корабля-призрака сделал Лорис Грео — французская звезда современного искусства, чьи работы выставлялись в Лувре и музее Метрополитен.

Karen LaMonte
«Reclining Nocturne»
2015
Courtesy Austin Art Projects, Palm Desert
Photo Martin Polak
© Karen LaMonte 2017