Во Дворце Дожей в Венеции открылась грандиозная выставка «Тинторетто. 1519–1594», приуроченная к 500-летию со дня рождения одного из титанов Ренессанса. Картины для выставки привезли из лучших музеев мира — Национальной портретной галереи Лондона, Музея Виктории и Альберта, Галереи Курто, Лувра, Прадо, а также музеев Берлина, Гента, Дрездена, Праги, Роттердама. Во Дворце Дожей представлено зрелое творчество Тинторетто, датированное с 1564 до 1592 года, а параллельно в Галерее Академии открылась выставка, где можно увидеть ранний период венецианского живописца.
Тинторетто — художник позднего Возрождения. Когда он учился живописи, в Венеции не было равных Тициану, к которому и отправился постигать это искусство Маленький Красильщик, как прозвали Якопо Робусти. Впрочем, Тициан не слишком много времени потратил на обучение Тинторетто. По легенде, старый мастер быстро разглядел масштаб таланта ученика и через неделю прогнал его из мастерской, опасаясь вырастить конкурента. Тинторетто не унывал и открыл собственную мастерскую, где в качестве рекламы самонадеянно написал на двери: «Рисунок — как у Микеланджело, колорит — как у Тициана». Но даже собрав лучшее из итальянской живописи, можно было стать только талантливым эпигоном.
Тинторетто же нашел то, что восхищало современников не меньше колорита Тициана или рисунка Микеланджело. Он стал мастером поразительных спецэффектов. Пространство на его картинах выглядит таким глубоким, что кажется, в них можно войти. А персонажи выхвачены из темноты вспышками света, как будто картины подсвечены изнутри. Кроме того, Тинторетто превосходил соперников масштабом: самая большая картина в мире «Рай» размером 7×22 метра была написана им для Дворца Дожей, правда, не без участия помощников. И, наконец, работоспособность Тинторетто также была выдающейся. Его грандиозные живописные циклы украшают два прекрасных здания в Венеции — Дворец Дожей и Скуола-ди-Сан-Рокко. Кроме того, его живопись хранится во многих венецианских церквях, в том числе в Санта-Мария-Дель-Орто и Санта-Мария-делла-Салюте.
Большой успех принес большое количество заказов, которые Тинторетто едва успевал выполнять. Занятость влияла на качество живописи, которая не всегда соответствовала статусу лучшего венецианского живописца. Хотя, возможно, именно умение быстро работать повлияло на то, что последние картины Тинторетто местами напоминают полотна импрессионистов — так широко и свободно он писал. Один из своих шедевров, «Тайную вечерю», он создал в последние годы жизни, не потеряв ни капельки мастерства.
Выставка во Дворце Дожей — это собрание лучших картин Тинторетто, где «халтуры» точно нет. «Происхождение Млечного Пути» привезли из Национальной портретной галереи Лондона. Музей Прадо одолжил на выставку пять картин, включая «Юдифь и Олоферн», «Иосиф и жена Потифара», «Похищение Елены» (3 м длиной), написанные для двора Гонзаго. Полотно «Сусанна и старцы» привезли из Художественного музея Вены, «Портрет Джованни Мочениго» — из Государственных музеев Берлина. Два автопортрета — ранний и поздний — из Музея Филадельфии и Лувра. И можно считать, что такая выставка, как и юбилей, случается только раз в 500 лет.