В московском Музее современного искусства «Гараж» открылась первая триеннале (выставка, проходящая один раз в три года) российского современного искусства, собравшая работы более шестидесяти художников со всей страны, от Калининграда до Владивостока.

Триеннале можно считать своеобразным продолжением недавно открывшейся выставки в Пушкинском музее «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968». Правда, с подзаголовком «30 лет спустя». В том смысле, что и та и другая выставка — наглядные свидетельства того, что русское искусство практически не отличается от западного. Нюансы — в деталях. В ГМИИ Россия еще отделена от Запада «железным занавесом», обе стороны переживают последствия Второй мировой войны и постепенно строят новое будущее, каждый — свое. В «Гараже» уже вроде наступила эпоха глобализации, нет искусства западного, но всё русское, вновь пребывая на периферии, переживая уже свои внутренние войны и конфликты, снова движется в ногу со временем. То есть кураторами, объездившими все регионы огромной страны, были отобраны вещи, которые можно поместить рядом с работами Урса Фишера, Хулио Ле Парка или Стерлинга Руби с призывом «Найди десять отличий». Отличия, конечно, есть — в основном, в использовании национальной идентичности. Если символический фонтан — то с самогоном (скульптура Анфима Ханыкова из Ижевска), если летающая тарелка — то в образе дымящего кадила (объект «Робокадило» творческого объединения «Куда бегут собаки»).

Музей позиционирует триеннале как долгосрочный исследовательский проект, поэтому общую тему, как это принято на подобных выставках, не задавали. Весь собранный материал кураторская группа разбила на семь разделов, в каждый из которых вошли как уже известные московско-питерские авторы, так и новые для обеих столиц имена из провинции. Приятно, что эти новые имена появляются не только из регионов с уже развитой или развивающейся инфраструктурой в области искусства — мест присутствия филиалов Государственного центра современного искусства, но и из более удаленных от центра мест. Плохо, что возле их произведений нет столь подробных экспликаций, какие размещены в путеводителе по выставке — копаться в почти 200-страничном издании вряд ли есть время у среднестатистического посетителя.

Среди разделов выставки есть, например, «Авторские мифологии». В нем собраны работы художников, создающих собственные фантасмагорические миры, в которых реальность чаще всего сталкивается с абсурдом. Здесь московские звезды арт-сцены Павел Пепперштейн, Александр Повзнер и Евгений Антуфьев соседствуют со столичными новичками — Николаем Панафидиным из Челябинска с кинетической скульптурой и Михаилом Смаглюком из Краснодара с «музеем всего».

Есть секция «Общий язык» с произведениями девятнадцати художников, чье искусство, по мнению кураторов, будет понятно в любой точке планеты. Тут и многослойная живопись Александры Паперно, и остроумная интерактивная инсталляция Группировки ЗИП «Школа 1,5×1,5» для изучения истории искусств, и проект «Актуальный янтарь» художницы из Новосибирска Маяны Насыбулловой.

А есть «Мастер-фигура», где собраны признанные мастера и классики российского современного искусства — Андрей Монастырский, Анатолий Осмоловский, Дмитрий Александрович Пригов и другие.

Около сотни произведений, включенных в выставку, сделаны, в основном, в течение последних пяти лет. Все они создают весьма зрелищный эффект буйной жизни современного искусства в России, в которую очень хочется верить и открывать для себя в действительно новых неведомых именах.