Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, для краткости называемый Центром Помпиду или по названию квартала в 4-м округе Парижа Бобуром, официально был открыт 31 января 1977 года. Этому предшествовал архитектурный конкурс на лучший проект, объявленный в 1969 году. Из представленных на нем 680 проектов со всего мира было выбрано предложение не очень тогда еще известных зодчих итальянца Ренцо Пьяно и британца Ричарда Роджерса. В жюри входили Оскар Нимейер, Жан Пруве и Филип Джонсон.
Президент Франции Жорж Помпиду освободил квартал Бобур от ветхого жилья, снес недействующие промздания, движимый воспитательными целями и вниманием к неформальным движениям, ибо в то время в Париже наблюдались волнения молодежи, грозившие свержением правительства, и открыл новый музей. «В тот момент повышенный интерес к современному искусству стал частью политической концепции. И можно смело утверждать: он изменил ход истории, Европы уж точно. Это была революция, которой не произошло», — рассуждает Ричард Роджерс.
Как бы вывернутая наизнанку конструкция из стекла и металла с инженерией, вынесенной наружу, эскалатором, протянувшимся вдоль фасада, стала образцом стиля хай-тек. В строительстве было использовано свыше 15 000 т стали. Длина десятиэтажного здания, вид которого вызвал весь спектр эмоций, составляла 166 м, ширина — 60 м, высота — 42 м. Цветом были маркированы коммуникации: синим — вентиляция, желтым — электрика, зеленым выкрасили водопровод, красным — лифты и эскалаторы.
«Центр был похож на гигантский космический корабль из стекла, стали и цветных трубок, неожиданно приземливший в самом сердце Парижа и стремившийся как можно скорее и поглубже пустить корни», — вспоминает Пьяно. Молодежь давно облюбовала покатую площадь у здания и окрестности фонтана «Стравинский» Жана Тэнгли.
Во время строительных работ Пьяно и Роджерс трудились в специально спроектированном ими надувном офисе на противоположном берегу Сены у собора Нотр-Дам.
Сегодня Центр Помпиду — один из самых посещаемых музеев Парижа, чья коллекция насчитывает 120 тыс. единиц хранения. Только в прошлом году здесь прошли громкие выставки Сая Твомбли, Рене Магритта, Пауля Клее, а в этом планируются ретроспективы Анри Матисса, Василия Кандинского, Фернана Леже. Кристин Масель, художественный критик и главный куратор Центра Помпиду, курирует основной проект 57-й Венецианской биеннале. После юбилейных торжеств Бобур ожидает реконструкция, запланированная на 2018–2020 годы, которая затронет фасад. Произойдет замена знаменитой диагонали — эскалатора.