Венский музей Альбертина, где хранится одно из самых значительных собраний мировой графики, на этот раз переведет центр внимания на фотографию, на закадровый мир киносъемок, на желанный для любого зрителя бэкстейдж.

Профессия фотографа, работающего на площадке, заманчива еще и тем, что он получает свободный доступ к съемке знаменитых актеров и режиссеров в самых разных ситуациях и возможность уловить момент, когда звезда не позирует. В сложной процедуре кинопроизводства уделяется время для съемок фотокамерой всех этапов и ключевых сцен будущего фильма. Многие такие кадры впоследствии становятся культовыми и попадают в историю фотоискусства.

Кадр как таковой приобрел независимую от самого фильма художественную ценность. Собственно об этом и пойдет речь на выставке, представляющей полторы сотни кадров известных черно-белых, цветных, немых и звуковых кинолент, снятых между 1910-1970-ми годами и раскрывающих секреты «кухни» ключевых направлений фотографии и кино ХХ века — пикториализма, экспрессионизма и неореализма.

Многие известные операторы, режиссеры и даже киноактеры начинали карьеру как фотографы. Итальянец Анджело Нови занимался репортажной фотожурналистикой, сотрудничал с Паоло Пазолини и Серджо Леоне, снимавшими его в небольших ролях в своих фильмах. Как фотограф Нови прославился своими снимками Бернардо Бертолуччи. Фотограф-пикториалист Карл Фишер Страсс стал кинооператором, снял все фильмы с участием Мэри Пикфорд, работал с Чарли Чаплиным. Британский фотограф Дебора Имоджен Бир стала известна благодаря кадрам, сделанным на съемочных площадках кинолент «Город женщин», «И корабль плывет», «Джинджер и Фред» у Федерико Феллини.

Первое сенсационное фото — снимок Греты Гарбо, избегавшей общества во время визита в Рим, Пьерлуиджи Пратурлон сделал в 1947 году. Через пару лет продюсер Карло Понти привел фотографа на съемочную площадку. И Пратурлон во многом изменил ремесло кинофотографа. До него в перерывах между дублями итальянские кинозвезды никогда не позировали перед объективом фотокамеры. Существует легенда, что именно Пьерлуиджи, работая фотографом на съемочной площадке «Сладкой жизни» Феллини, предложил прославенную сцену, где Анита Экберг входит в воду фонтана Треви.

cadry_vena10

Anonymous
Werner Krauss in «The Student of Prague»
1926
Austrian Theatre Museum

cadry_vena

Werner Krauss
Conrad Veidt and Lil Dagover in «The Cabinet of Dr. Caligari»
1919
Austrian Theatre Museum

cadry_vena4

Karl Struss
Gloria Swanson in «Male and Female»
Director: Cecil B. DeMille
1919
© The John Kobal Foundation

cadry_vena5

Horst von Harbou
Brigitte Helm in «Metropolis» 
1927
Austrian Theatre Museum
© Horst von Harbou — Deutsche Kinemathek

cadry_vena11

Horst von Harbou
«Metropolis»
Director: Fritz Lang
1927
Austrian Theatre Museum
© Horst von Harbou — Deutsche Kinemathek

cadry_vena2

Horst von Harbou
Georg John in «A City searches for a Murderer»
1931
AustrianTheatreMuseum
© HorstvonHarbou — DeutscheKinemathek

Anonymous
Robert Mitchum in «The Night of the Hunter»
Director: Charles Laughton
1955
© The John Kobal Collection

36 - Peter

Georges Pierre
Anna Karina in «Pierrot le fou»
Director: Jean Luc Godard
1965
Private collection
© Georges Pierre

Bud Fraker
Janet Leigh, Vera Miles and John Gavin in «Psycho»
Director: Alfred Hitchcock
1960
© Berlin, Deutsche Kinemathek — Paramount Pictures

Anonymous
«Berlin – Symphony of a Great City»
Director: Walther Ruttmann
1927
© Deutsche Kinemathek, Berlin

cadry_vena9

Paul Ronald
Edra Gale in «Otto e mezzo»
Director: Federico Fellini
1963
© Archivio Storico del Cinema / AFE