Венский музей Альбертина, где хранится одно из самых значительных собраний мировой графики, на этот раз переведет центр внимания на фотографию, на закадровый мир киносъемок, на желанный для любого зрителя бэкстейдж.
Профессия фотографа, работающего на площадке, заманчива еще и тем, что он получает свободный доступ к съемке знаменитых актеров и режиссеров в самых разных ситуациях и возможность уловить момент, когда звезда не позирует. В сложной процедуре кинопроизводства уделяется время для съемок фотокамерой всех этапов и ключевых сцен будущего фильма. Многие такие кадры впоследствии становятся культовыми и попадают в историю фотоискусства.
Кадр как таковой приобрел независимую от самого фильма художественную ценность. Собственно об этом и пойдет речь на выставке, представляющей полторы сотни кадров известных черно-белых, цветных, немых и звуковых кинолент, снятых между 1910-1970-ми годами и раскрывающих секреты «кухни» ключевых направлений фотографии и кино ХХ века — пикториализма, экспрессионизма и неореализма.
Многие известные операторы, режиссеры и даже киноактеры начинали карьеру как фотографы. Итальянец Анджело Нови занимался репортажной фотожурналистикой, сотрудничал с Паоло Пазолини и Серджо Леоне, снимавшими его в небольших ролях в своих фильмах. Как фотограф Нови прославился своими снимками Бернардо Бертолуччи. Фотограф-пикториалист Карл Фишер Страсс стал кинооператором, снял все фильмы с участием Мэри Пикфорд, работал с Чарли Чаплиным. Британский фотограф Дебора Имоджен Бир стала известна благодаря кадрам, сделанным на съемочных площадках кинолент «Город женщин», «И корабль плывет», «Джинджер и Фред» у Федерико Феллини.
Первое сенсационное фото — снимок Греты Гарбо, избегавшей общества во время визита в Рим, Пьерлуиджи Пратурлон сделал в 1947 году. Через пару лет продюсер Карло Понти привел фотографа на съемочную площадку. И Пратурлон во многом изменил ремесло кинофотографа. До него в перерывах между дублями итальянские кинозвезды никогда не позировали перед объективом фотокамеры. Существует легенда, что именно Пьерлуиджи, работая фотографом на съемочной площадке «Сладкой жизни» Феллини, предложил прославенную сцену, где Анита Экберг входит в воду фонтана Треви.