Команда павильона России на открывшейся вчера XV Архитектурной биеннале в Венеции представила проект V.D.N.H. Urban Phenomenon. В работе над ним участвовали комиссар Семен Михайловский (для которого это уже третья биеннале), главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов (четвертая биеннале) и директор ВДНХ Екатерина Проничева, в день официального открытия Павильона принимавшая поздравления не только с дебютом на биеннале, но и со своим днем рождения.
Начинать осмотр зрителю в этом году предлагается с нижнего уровня павильона, который по замыслу кураторов символизирует прошлое. Открывает экспозицию лайтбокс с фрагментом отреставрированного и представленного публике этой весной горельефа «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» работы советского скульптора Евгения Вучетича, автора монументов «Родина-мать» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Берлине. В 1970-е горельеф был «утерян» в Центральном павильоне ВДНХ за возведенной тогда фальш-стеной из фанеры, а два года назад счастливо «найден». Под звуки Праздничной увертюры Дмитрия Шостаковича, написанной им в 1954 году к открытию первого в Советском союзе и в мире светомузыкального фонтана «Каменный цветок», показывают слайды, повествующие об исторических вехах в развитии ВДНХ.
В центральном зале нижнего уровня представлены уменьшенные копии знаковых скульптур, символов тематических павильонов, архитектурных фрагментов и элементов декора. Тут и «Рабочий и колхозница», и позолоченные «республики» фонтана «Дружба народов», из которых на выставку взяли не всех, а только самых красивых, по мнению авторов павильона. Экспозиция очень музейная, торжественная, но немного напоминает некрополь, из которого хочется поскорее вырваться на свет, что можно сделать поднявшись наверх по черной лестнице на основной уровень павильона, уводящий, по замыслу кураторов, из прошлого в настоящее. Под сводом тут показывают бодрый видео-арт, на круговой панораме — огромную видеопроекцию, в которой кадры как с хорошо знакомыми историческими, так и уже модернизированными видами Выставки в разные времена года сменяют друг друга под музыку из сюиты «Двенадцать месяцев ВДНХ» — ее специально для павильона России написала арт-группа Tanatos Banionis.
В двух других залах меньше искусства и больше архитектуры. Показывают и архитектурную графику, в том числе работы студента Академии художеств Алексея Резвого, и макеты территории со всеми существующими и запланированными постройками, и студенческие рисунки-фантазии на тему будущего ВДНХ. Есть и библиотека со всеми возможными публикациями о Выставке достижений народного хозяйства — все можно посмотреть, изучить, полистать.
Любопытно, что территория Венецианских садов, где традиционно проводятся биеннале, по своему замыслу и структуре размещения национальных павильонов в парковой зоне отчасти напоминает ВДНХ. Так что экспозиция павильона России действительно очень идет этому месту, правда, не так чтобы очень подходит теме этого года, заявленной куратором биеннале Алехандро Аравеной — «Вести с передовой», которую большинство участников из других стран раскрыли через социальные проекты.
Бюджет павильона России в этому году, по оценке Сергея Кузнецова, составил около 100 млн рублей.