Выставочная площадка фонда In Artibus, открытая в 2014 году, в своих проектах всякий раз соединяет яркое имя художника и рассказ о новых гранях его творчества с неизбитым поворотом сюжета.

В пространстве, спроектированном архитектором Евгением Ассом, уже были показаны выставки Жака Калло, Сальватора Розы и Гаспара Дюге. В рамках проекта «Московская школа» проводились две ретроспективы художников Владимира Вейсберга и Бориса Касаткина.

«Поздний Машков» станет третьей частью этого проекта. Кураторы сделали акцент на последнем десятилетии — зрелом периоде творчества мастера, более известного как члена художественного объединения «Бубновый валет». По их наблюдению, ни одна из постоянных экспозиций музеев не дает возможности познакомиться именно с поздним Машковым, Машковым-колористом.

Илья Машков (1881–1944) родился в нынешней Урюпинской области. Учился в приходской школе, был продавцом фруктов, но интерес к занятиям живописью пересилил и заставил его отправится в Москву и поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали Валентин Серов и Константин Коровин. В 1909 году молодого художника увлекают авангардные течения, и Машков входит в число организаторов «Бубнового валета».

Стиль Машкова, сочный и яркий, не без сезаннистского влияния и увлечения Востоком и русским народным искусством, проявлялся в его «съедобных» натюрмортах, где торжествовал живописный гигантизм. Казалось, эти огромные фрукты на подносах предназначены для великанов или для таких же атлетов-силачей, какими Машков представил себя и своего друга Петра Кончаловского на знаменитом автопортрете 1910 года из Русского музея, которого, правда, на выставке не будет.

Mashkov-InArbitus1

Машков И.И.
«Автопортрет с Петром Кончаловским» 
1910

Самыми ранними работами Машкова, которые увидит зритель на выставке, станут его «Натюрморт с веером» (1922), «Крымские фрукты и магнолия» (1923), «Портрет М. И. Машковой» (1923) (все из коллекции Русского музея).

В 1923 году прошла так называемая «Выставка картин», где бывшие бунтари — члены объединения «Бубновый валет» совершают поворот к социалистическому реализму.

К этому времени относится знаменитое, но, увы, отсутствующее в постоянной экспозиции Третьяковки полотно Машкова «Снедь московская. Хлебы», (1924).

Машков И.И. Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой 1930

Машков И.И.
Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой
1930

Настоящим открытием для зрителя станет еще недавно считавшаяся утраченной «Девушка с подсолнухами» из московской частной коллекции — один из трех программных «портретов в пейзаже», созданных в 1930 году. Также в Москву из Волгоградского художественного музея им. И. И. Машкова привезут две работы художника: «Колхозница с тыквами» и «Девушка на табачной плантации».

Машков И.И. Деревья у подножия Ай-Петри 1923

Машков И.И.
Деревья у подножия Ай-Петри
1923

В Государственном музее архитектуры ныне хранятся шесть панно, созданных Машковым для банкетного зала гостиницы «Москва» (1937–1938) и не экспонирующихся по причине плохой сохранности. На выставке фонда In Artibus будут представлены восемь эскизов к этой монументальной работе Ильи Машкова.

Mashkov-InArbitus4

Машков И.И.
Канал Волга-Москва. Эскиз панно для банкетного зала гостиницы Москва
1937-1938
Московский Метрополитен. Эскиз панно для банкетного зала гостиницы Москва
1937-1938