«Необыкновенная выставка» книжного графика, скульптора, сценариста «Мимино» и «Кин-дза-дза!», основателя и режиссера театра марионеток Резо Габриадзе разместилась в Музее Москвы
Мультимедийная выставка на 62 экранах приурочена к 80-летнему юбилею человека, написавшего искрометные сценарии для многих кинематографических шедевров, в том числе для фильмов Георгия Данелии «Мимино» и «Кин-дза-дза!». И если киношники знают Резо Габриадзе с точки зрения писательского таланта, то на открывшейся выставке он представлен как необыкновенно одаренная личность, большой художник, создавший не только знаменитый самобытный театр, но и массу картин, рисунков и скульптур. Кстати, само название выставки также отсылает к кинематографическому прошлому маэстро: в 1968 году по сценарию Габриадзе Эльдар Шенгелая снял фильм «Необыкновенная выставка».
Пожалуй, самое известное из своих творений — театр марионеток, — Габриадзе создал в 1981 году в центре Тбилиси, назвав его «маленькой птичкой грузинской культуры, которая поет собственную песню». За время своего существования театр объездил полмира, выступая на главных театральных фестивалях в Авиньоне и Эдинбуре, США и Канаде. Габриадзе также поставил спектакли в других театрах, в том числе в Швейцарии и в Америке с великим танцовщиком Михаилом Барышниковым в главной роли. Свои спектакли, как и рисунки и живопись в целом, Резо создает из обычных вещей, в которых видит поэзию. Всю жизнь он ищет особые формы и яркие цвета, увиденные в детстве.
Многие детали из быта театра, детских воспоминаний Резо, родившегося в Кутаиси, нашли прямое отражение в экспозиции. Так, рядом с камерным зрительным залом, где будут проходить показы спектаклей, была воссоздана знаменитая башня с часами на экране, которую придумал Габриадзе, и которая является частью архитектурного ансамбля театральной площади в Тбилиси. Перед каждым спектаклем на ней будет появляться златокрылый ангел и звоном колокольчика приглашать зрителей — так, как это происходит на родине Театра марионеток.
Детство для маэстро — неисчерпаемый источник для вдохновения. Его родной город Кутаиси расположился на месте древней Колхиды, которая упоминается в греческих мифах и у историка Геродота. Земля, хранившая память об аргонавтах, где выстояли византийские церкви, не раз становилась местом действия спектаклей Габриадзе и подспудно вечные сюжеты из этих мифов присутствуют в его сценариях. Сам же он в детстве смотрел спектакли, оформленные Евгением Лансере (художник, член объединения «Мир искусства», брат Зинаиды Серебряковой, племянник Александра Бенуа), восторгался красками и потом всю последующую жизнь искал их секрет, пытаясь воплотить эту яркость в своих работах. Про себя Резо говорит, что он «ручной человек», то есть любит все делать своими руками, для него важно прикоснуться к каждой новой кукле, быть причастным к каждой новой декорации.
В другом зале — настоящая изгородь, за которой демонстрируются фильмы, сценарии к которым написал Габриадзе. По его словам, трюк с выставочным пространством возник не случайно: «В детстве мы бегали смотреть кино, и это было одно из самых ярких воспоминаний. Кинотеатр тогда располагался под открытым небом. Билеты стоили дёшево, но мальчишкам на них все равно не хватало. Находчивые, мы нашли выход — смотреть кино в дырки забора». Тот забор, конечно, уже не сохранился, но автор идеи выставки и один из кураторов Лео Габриадзе все же нашел подходящую изгородь. «Я объездил пол-Грузии в поисках подходящей ограды. Когда нашел идеальный объект, не раздумывая предложил хозяину за него кругленькую сумму. Владелец принял все за розыгрыш, долго смеялся и спрашивал, где находится скрытая камера, в которую нужно помахать». Сын Габриадзе Лео вырос в режиссера — сейчас он снимает рекламу и кино (например, «Елки 2» и «Елки 3», хоррор «Убрать из друзей»). Роль куратора он примерил на себя впервые. По его словам, выставка получилась эмоциональной, он хотел раскрыть все грани таланта отца.
Как художник Резо Габриадзе начинал с малых форм — графики с подсветкой акварелью. Даже несмотря нас последовавший успех в кино, ему всегда хотелось вернуться в живопись, где главное было — «познать божественное». Художник говорит, что постоянно погружен в процесс созидания: «Что бы я не делал, всегда рисую. Это не рисунки даже, а разговоры рукой».
Что бы я не делал, всегда рисую. Это не рисунки даже, а разговоры рукой.
Эти самые рисунки, эскизы, графику сначала фотографировали, потом сканировали, потом делали анимацию, — так создавалась мультимедийная основа экспозиции. «У Резо ведь все начинается с рисунка, он до сих пор везде ходит со своим стареньким пеналом», — посмеивается Лео. Над созданием выставки работала команда дизайнеров, аниматоров, в итоге получилась бережная реконструкция, еле отличимая от оригинала, и без эффекта слайд-шоу, чем чаще всего грешат мультимедийные выставки. «Долгое время ведь Резо ничего не показывал из своих живописных работ, я сам даже многое не видел, пока отец, наконец, не открыл доступ в свою тбилисскую квартиру», — признается Лео.