«Необыкновенная выставка» книжного графика, скульптора, сценариста «Мимино» и «Кин-дза-дза!», основателя и режиссера театра марионеток Резо Габриадзе разместилась в Музее Москвы

Мультимедийная выставка на 62 экранах приурочена к 80-летнему юбилею человека, написавшего искрометные сценарии для многих кинематографических шедевров, в том числе для фильмов Георгия Данелии «Мимино» и «Кин-дза-дза!». И если киношники знают Резо Габриадзе с точки зрения писательского таланта, то на открывшейся выставке он представлен как необыкновенно одаренная личность, большой художник, создавший не только знаменитый самобытный театр, но и массу картин, рисунков и скульптур. Кстати, само название выставки также отсылает к кинематографическому прошлому маэстро: в 1968 году по сценарию Габриадзе Эльдар Шенгелая снял фильм «Необыкновенная выставка».

Пожалуй, самое известное из своих творений — театр марионеток, — Габриадзе создал в 1981 году в центре Тбилиси, назвав его «маленькой птичкой грузинской культуры, которая поет собственную песню». За время своего существования театр объездил полмира, выступая на главных театральных фестивалях в Авиньоне и Эдинбуре, США и ​​Канаде. Габриадзе также поставил спектакли в других театрах, в том числе в Швейцарии и в Америке с великим танцовщиком Михаилом Барышниковым в главной роли. Свои спектакли, как и рисунки и живопись в целом, Резо создает из обычных вещей, в которых видит поэзию. Всю жизнь он ищет особые формы и яркие цвета, увиденные в детстве.

Gabriadze5

Многие детали из быта театра, детских воспоминаний Резо, родившегося в Кутаиси, нашли прямое отражение в экспозиции. Так, рядом с камерным зрительным залом, где будут проходить показы спектаклей, была воссоздана знаменитая башня с часами на экране, которую придумал Габриадзе, и которая является частью архитектурного ансамбля театральной площади в Тбилиси. Перед каждым спектаклем на ней будет появляться златокрылый ангел и звоном колокольчика приглашать зрителей — так, как это происходит на родине Театра марионеток.

Gabriadze7

Детство для маэстро — неисчерпаемый источник для вдохновения. Его родной город Кутаиси расположился на месте древней Колхиды, которая упоминается в греческих мифах и у историка Геродота. Земля, хранившая память об аргонавтах, где выстояли византийские церкви, не раз становилась местом действия спектаклей Габриадзе и подспудно вечные сюжеты из этих мифов присутствуют в его сценариях. Сам же он в детстве смотрел спектакли, оформленные Евгением Лансере (художник, член объединения «Мир искусства», брат Зинаиды Серебряковой, племянник Александра Бенуа), восторгался красками и потом всю последующую жизнь искал их секрет, пытаясь воплотить эту яркость в своих работах. Про себя Резо говорит, что он «ручной человек», то есть любит все делать своими руками, для него важно прикоснуться к каждой новой кукле, быть причастным к каждой новой декорации.

Gabriadze

В другом зале — настоящая изгородь, за которой демонстрируются фильмы, сценарии к которым написал Габриадзе. По его словам, трюк с выставочным пространством возник не случайно: «В детстве мы бегали смотреть кино, и это было одно из самых ярких воспоминаний. Кинотеатр тогда располагался под открытым небом. Билеты стоили дёшево, но мальчишкам на них все равно не хватало. Находчивые, мы нашли выход — смотреть кино в дырки забора». Тот забор, конечно, уже не сохранился, но автор идеи выставки и один из кураторов Лео Габриадзе все же нашел подходящую изгородь. «Я объездил пол-Грузии в поисках подходящей ограды. Когда нашел идеальный объект, не раздумывая предложил хозяину за него кругленькую сумму. Владелец принял все за розыгрыш, долго смеялся и спрашивал, где находится скрытая камера, в которую нужно помахать». Сын Габриадзе Лео вырос в режиссера — сейчас он снимает рекламу и кино (например, «Елки 2» и «Елки 3», хоррор «Убрать из друзей»). Роль куратора он примерил на себя впервые. По его словам, выставка получилась эмоциональной, он хотел раскрыть все грани таланта отца.

Gabriadze3

Автор идеи выставки и один из кураторов Лео Габриадзе

Как художник Резо Габриадзе начинал с малых форм — графики с подсветкой акварелью. Даже несмотря нас последовавший успех в кино, ему всегда хотелось вернуться в живопись, где главное было — «познать божественное». Художник говорит, что постоянно погружен в процесс созидания: «Что бы я не делал, всегда рисую. Это не рисунки даже, а разговоры рукой».

Gabriadze9

Что бы я не делал, всегда рисую. Это не рисунки даже, а разговоры рукой.

Эти самые рисунки, эскизы, графику сначала фотографировали, потом сканировали, потом делали анимацию, — так создавалась мультимедийная основа экспозиции. «У Резо ведь все начинается с рисунка, он до сих пор везде ходит со своим стареньким пеналом», — посмеивается Лео. Над созданием выставки работала команда дизайнеров, аниматоров, в итоге получилась бережная реконструкция, еле отличимая от оригинала, и без эффекта слайд-шоу, чем чаще всего грешат мультимедийные выставки. «Долгое время ведь Резо ничего не показывал из своих живописных работ, я сам даже многое не видел, пока отец, наконец, не открыл доступ в свою тбилисскую квартиру», — признается Лео.