Выставка в знаменитом парижском универмаге Le Bon Marché стала для ветерана современного искусства Ай Вэйвэя первым опытом работы с коммерческим выставочным пространством. По просьбе руководства универмага художник наполнил атриум, галерею и витрины воздушными фигурами из шелка и бамбука, которые были изготовлены мастерами Шадонга в традиционной китайской технике, используемой для создания воздушных змеев.

Детская безмятежность, с которой ассоциируется полет воздушного змея, легкость и изящество фантасмагоричных созданий отражает и название выставки – Er Xi, «Игра ребенка».

02_ai-weiwei

Ее главные герои – причудливые звери-гибриды, подвешенные к потолку в атриуме Le Bon Marché, – отсылают к мифологическим персонажам из старинного сборника китайских сказок Shan Hai Jing. Витрины, как более приземленная часть экспозиции, наполнены сюжетами, цитирующими творческий путь художника, и его арт-объектами, среди которых, например, трехногий табурет из инсталляции Ай Вэйвэя на Венецианской биеннале 2013 года. Чтобы расположить инсталляции на местах, команде специалистов, среди которых были помощники художника и сотрудники универмага, потребовалось почти две недели. Последним был закончен огромный дракон – символ надежды, утешения и энергии.

04_ai-weiwei

«Я использовал универмаг как новое средство общения с публикой, – объясняет художник. – Такие фантастические объекты, размещенные в универмаге, раззадорят воображение посетителей и покупателей. У нас у всех есть параллельные жизни в этом мире грез, фантазия и страхов, и мы должны научиться сосуществовать с ними, потому что они часть нашей природы. У детей это получается естественным образом. Моя выставка ведет разговор с ребенком, который живет внутри вас».