В немецком Касселе для публики открылась одна из самых авторитетных и крупнейших выставок в области современного искусства documenta 14, проходящая раз в пять лет. Впервые в ее истории куратор Адам Шимчик разделил выставку географически на две равнозначные части. Первая уже работает с середины апреля в Афинах, вторая традиционно сто дней принимает гостей в Германии. Две части взаимно дополняют друг друга. Общий бюджет documenta 14 составил €37 млн, а список команды, работавшей над проектом, еле уместился в шесть страниц каталога.

Тема documenta 14 «Итерабильность и непохожесть — учась и работая из Афин» рассматривает европейскую перспективу развития с точки зрения Греции, страны исторически вдохновлявшей европейцев, а сегодня переживающей глубокий кризис. Политические, экономические и гуманитарные проблемы отразили в своих работах около ста шестидесяти художников из разных стран, большинство из них из Восточной и Западной Европы. В целом проект — многоголосье с сольными партиями на разные темы: от проблем миграции, поиска идентичности, перемещения культурных ценностей, исторической памяти, исследования тела, структуры и объединений до взглядов на искусство.

В Касселе проект занял тридцать пространств. Адам Шимчик предлагает начать осмотр прямо с вокзала Kulturbahnhof. Попасть на выставку можно, зайдя в железный контейнер, установленный напротив центрального входа в вокзал. Пройдя по пустынному подземному переходу, надо спуститься на заброшенную станцию. Ее открытие состоялось в 1968 году и было приурочено к documenta 4. Это была последняя выставка, которую курировал ее основатель и идеолог Арнольд Боде. По его мнению, появление новой железнодорожной станции было важным шагом на пути развития documenta. Вскоре новый вокзал действительно оправдал себя. Если в 1968 году кассельскую выставку посетили двести семь тысяч человек, то спустя почти десять лет в 1977 году — триста пятьдесят пять тысяч, а пять лет назад, с появлением новых транспортных узлов, documenta увидели около девятисот тысяч зрителей.

Вход на выставку на вокзале Kulturbahnhof

Темы перемещения, встречи с новым и прощания с прошлым обыграли на Kulturbahnhof пять художников. Прелюдией к выставке служит витраж с видами Касселя Дитера ван Адриана (1925–1992), некогда украшавший линию привокзальных магазинов. Первый проект на заброшенной станции — видеоинсталляция на четырнадцати экранах французского режиссера Мишеля Одера «Путь империи». Работа 2017 года отсылает к серии из пяти картин американского художника Томаса Коула, написанных в 1833–1836 годах, передающих чувства американского общества того времени, которые оказались универсальной схемой для современного высказывания. Их названия — «Первобытное состояние», «Аркадия и пастораль», «Расцвет», «Крушение» и «Запустение». В полиэкранной инсталляции объединены в общий хор города и люди, времена и события. Сюжеты телевидения пересняты на айфон, выдержки из соцсетей, фрагменты хрестоматийных сцен на библейские сюжеты, документальные фильмы о художниках объединены темой расцвета и крушения Империи.

Дальнейший маршрут по выставке пролегает вдоль перронов. На одной из стен разместились два потрепанных рекламных плаката, а на другой пейзажи, созданные художником из Калькутты Нихилом Чопрой во время путешествия из Афин в Кассель. Виды русских, болгарских, румынских, словенских, немецких деревень и городов подчеркивают территориальные и экономические различия географических точек, по которым перемещаются мигранты с юга на север, с востока на запад.

Зафос Ксагорарис

Выйдя со станции, можно заметить надпись на греческом языке «XAIPETE!» (в переводе означает «Добро пожаловать!»), которая в годы Первой мировой войны приветствовала греческих военнопленных в немецком городе Гёрлиц. Афинский художник Зафос Ксагорарис напоминает об истории 1916 года, когда немецкие войска взяли в плен семь тысяч греческих солдат. В то время Греция соблюдала нейтралитет, и пленникам присвоили статус беженцев — нечто среднее между заключенными и гостями. Три года 4-й корпус греческой армии вынужденно жил в Германии.

Дальнейшее путешествие по documenta организаторы предлагают совершать через северный район Касселя Нордштадт, где c 1960-х годов селились беженцы из Сирии, Турции, Эфиопии, Болгарии. В Нордштадте разместились около десяти площадок documenta. Часть из них отведена исключительно под перформансы. Так, в парке Nordstadtpark по проекту венгерской художницы Агнеш Денеш возведена многоуровневая пирамида из деревянных террас, между которыми насыпана земля. В нее сажают цветы и растения, которые в дальнейшем разрастутся и изменят ее форму и цвет. Художница считает, что искусство, существующее в меняющемся мире, само изменяет мир вокруг. Пирамида олицетворяет социальную структуру и помогает объединить людей, которые в дальнейшем будут ухаживать за растениями.

Тема перемещения и распространения продолжается на выставке в бывшем почтовом узле Neue Hauptpost. Огромное индустриальное здание, построенное в 1975 году, было переименовано к нынешней выставке в Neue Neue Galerie. Здесь на двух этажах представлены проекты двадцати четырех художников. По всему пространству галереи проходят перформансы кипрской художницы Марии Хассаби «Коллективная выставка как единое тело», где несколько актеров пребывают как будто в ином измерении, похожем на замедленную съемку. Кто-то еле заметно ползет по полу, кто-то лежит, распластавшись на лестничном пролете, протягивая к зрителям руку, кто-то передвигается в зале, вставая с колен и проходя в экспозиционные пространства.

Перемещение в пространстве и времени продолжает наиболее масштабная работа в Neue Neue Galerie — видеоинсталляция Тео Эшету «Разрушенный атлас», проецирующаяся на некогда реальный баннер с фасада берлинского этнографического музея в Далеме. Баннер рекламировал коллекцию музея, которая в скором времени переедет в заново отстроенный городской дворец Stadtschloss. Его реконструкция вызывает много вопросов, поскольку колониальное искусство попадет в новое имперское здание образца ХХI века. На баннере были изображены маски, символизирующие искусство пяти частей света: Африки, Америки, Океании, Азии и Европы. Художник смог забрать многометровый плакат, когда рабочие разрезали его на несколько частей для демонтажа. В дальнейшем он наложил маски на лица своих друзей, после чего они стали хлопать глазами и передавать разные эмоции, «ожили» и стали коммуникабельными. Как теперь перемещать ожившие маски богов – вот вопрос.

Тео Эшету
«Разрушенный атлас»

Одна из наиболее знаковых работ documenta разместилась в Giesshaus на территории кассельского университета. Раньше здесь был завод, построенный в XIX веке семьей немецких фабрикантов Хеншель. В годы Второй мировой войны это был один из важнейших центров германской военной промышленности, поставлявший танки, артиллерийские снаряды и самолеты для немецкой армии. На время проекта пространство превращено в кинотеатр, где на четырех экранах демонстрируется документальное видео Ангелы Мелитопулос «Пересечения». На одном из экранов показана беседа пожилого человека, рассказывающего об изменениях, которые произошли за последние годы в небольшом портовом городе Лаврионе, после того как компания Eldorado Gold инвестировала средства в разработку рудника Skouries.

За несколько лет экологическая обстановка в этом регионе ухудшилась настолько, что местные жители называют свою жизнь «войной без оружия» или «войной эпохи постмодернизма», когда в угоду экономическим интересам стираются с лица земли некогда процветавшие города, села и люди, их населявшие. На других экранах задокументирована жизнь в греческих лагерях беженцев на Лесбосе и в Пирее. С января по декабрь 2016 года на территорию Греции прибыли 173 450 беженцев и мигрантов. За 2016 год количество беженцев увеличилось приблизительно на 17 тысяч. Это повествование о невыносимой жизни за колючей проволокой, где люди говорят о свободе и демократии, которых нет ни у них на родине, ни в Европе, и ставят под сомнение многие политические, экономические и гуманистические ценности современной Европы.

Яннис Кунеллис

Главное выставочное пространство documenta — Музей Фридерицианум на этот раз целиком отдан под экспозицию коллекции греческого Национального музея современного искусства EMST. На выставке представлены работы Янниса Кунеллиса и Кендалла Гирса, Ханса Хааке и Гэри Хилла, Билла Виолы и Моны Хатум. documenta профинансировала строительство нового пространства музея в Афинах и привезла часть собрания в Кассель, что стало знаковым событием. Построенный в 1779 году Музей Фридерицианум — один из первых публичных европейских музеев. Он был практически уничтожен в годы Второй мировой войны. Спустя десять лет после ее окончания именно в нем открылась первая documenta, символизировавшая жест покаяния немецкого народа перед миром за деяния нацистской Германии. Когда в 2013 году задумывалась нынешняя выставка, политические и экономические отношения между Грецией и Германией ухудшились, так что выставку из коллекции EMST можно рассматривать не только как обменный культурный проект, но и как символическую дань уважения грекам, переживающим в последние годы тяжелейший кризис.

Рядом с Музеем на площади Fridrichplatz разместился самый масштабный проект documenta 14, ставший ее визитной карточкой и излюбленным местом для селфи. «Книжный Парфенон» 74-летней аргентинской художницы Марты Минухин поднимает вопросы свободы слова в современном мире. Символично, что именно на этом месте 19 мая 1933 года нацисты сжигали книги. А теперь величественное сооружение, сделанное из металлических каркасов, должно «окутать» сто тысяч книг, когда-либо запрещавшихся властями. О сборе книг для инсталляции сообщается на сайте проекта, и каждый желающий может внести свою лепту в его строительство.

Наиболее представительная выставка проходит в Neue Galerie — со множеством исторических поворотов и переплетений. К примеру, здесь представлены виды Парфенона, написанные любимым художником Гитлера Александром Кальдерахом, а также живопись и графика Павла Филонова, в том числе его работа «ГОЭЛРО» с изображением Ленина.

Наконец, несколько музеев Касселя впервые отдали свои пространства под выставки documenta. Это новый Музей братьев Гримм и Музей земель Гессен, а также Музей погребальной культуры, где рядом с надгробиями и катафалками современные художники говорят о теле как символическом инструменте причинно-следственной связи с жизнью, о теле, которое может угнетать и быть угнетенным. Зрителям стоит побывать везде, в том числе и заглянуть в загробный мир, чтобы затем сложить многоуровневый паззл Адама Шимчека.

СохранитьСохранить

СохранитьСохранитьСохранитьСохранить

СохранитьСохранить

СохранитьСохранить