Выставка «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампана» открывается 7 ноября в парижском Лувре. Государственный Эрмитаж не мог в ней не поучаствовать — 792 предмета из легендарного римского собрания в 1861 году приобрел для Александра II первый директор главного российского музея.

В 1857 году в Риме разгорелся грандиозный скандал: маркиз Джованни-Пьетро Кампана, представитель древнего рода и глава Римской ссудной кассы (своего рода ломбарда, принадлежавшего Ватикану), был уличен в гигантской растрате в почти миллион скудо. Виной тому была страсть к искусству — потомственный коллекционер без устали закладывал в своей же конторе вещи, чтобы приобретать новые. Для возмещения убытков четыре года спустя суд постановил выставить его имущество на продажу — так коллекция из почти 12 000 предметов, включающая древнегреческие и римские вазы и бронзу, художественное стекло и фарфор, живопись и скульптуру XIV–XVII веков, оказалась практически на открытом аукционе, вызвав волну протестов интеллектуалов не только в Италии, но и по всей Европе.

Тем не менее богатейшее собрание эксперта по античному искусству и археолога маркиза Кампана, которое сегодня в Лувре называют «самой значительной и амбициозной коллекцией XIX века», было продано. Более 10 000 объектов купил Наполеон III, распределив их между Лувром и провинциальными музеями Франции. А около 800 вещей усилиями будущего директора Эрмитажа Степана Гедеонова уплыли в Санкт-Петербург. Любопытно, что некоторые предметы коллекции, в частности знаменитая 3,5-метровая статуя Юпитера, найденная в конце XVIII века на месте виллы императора Домициана, могли оказаться в России ранее, причем дважды: Юпитера предлагали купить еще Екатерине II, а сам Кампана предлагал приобрести свое собрание Николаю I за пять лет до трагических для маркиза событий. В обоих случаях в российской казне тогда, к сожалению, не хватило средств.

Та «коллективная память», что предстанет на нынешней выставке, не первый и, вероятно, не последний опыт Эрмитажа в организации подобных экспозиций. Можно вспомнить и историю собраний музея, составленную из покупок не одной великой коллекции, и выставку пятилетней давности в Хоутон-холле, бывшем дворце первого британского премьер-министра Роберта Уолпола, куда эрмитажные шедевры отправлялись «вспомнить» свои первые места обитания.

В Лувре сегодня соберут более 500 экспонатов из двух музеев, в том числе и знаменитый этрусский Саркофаг супругов, и «Битву при Сан-Романо» Паоло Уччелло, работы Боттичелли, Паоло Венециано, Андреа делла Роббиа.

После Лувра экспозиция переедет в Капитолийский музей в Риме, а летом 2019 года – в Эрмитаж.

Sarcophage, dit Sarcophage des époux
Cerveteri (nécropole de Banditaccia)
vers 520 — 510 av. J.-C.
© Musée du Louvre l Philippe

Fragment de l’Ara Pacis
Entre 13 et 9 avant J.-C.
Musée du Louvre, département des Antiquités grecques, étrusques et romaines
© Musée du Louvre RMN l Thierry Ollivier

Buste d’Ariane
3e siècle av. J.-C
Falerii Novi, près de Civita Castellana
Musée du Louvre, département des Antiquités grecques, étrusques et romaines
© Musée du Louvre

Allégorie du Printemps
© C2RMF

Paolo Veneziano
«La Vierge et l’Enfant—Saint François d’Assise et saint Jean Baptiste. Saint Jean l’Evangéliste et saint Antoine de Padoue»
1354
© RMN-Grand Palais l Gérard Blot

Pietro di Domenico da Montepulciano
«Vierge de Miséricorde»
© L’œil et la mémoire Fabrice Lepeltier

Paolo di Dono dit Uccello
«La Bataille de San Romano la contre-attaque de Micheletto da Cotignola»
vers 1435 — 1440
Paris, musée du Louvre

Sandro Botticelli
«La Vierge et l’Enfant»
Département des peintures, musée du Louvre
© RMN Grand Palais (musée du Louvre)

Andrea della Robbia
«Jeune Apôtre»
vers 1490-1500
Paris, musée du Louvre, département des Sculptures

«Virginia bella»
© RMN-Grand Palais (musée du Louvre) l Stéphane Jean

Один из залов музея маркиза Джованни-Пьетро Кампана
1851
Naples, Bibliothèque universitaire de Naples