С 11 по 14 октября в Амстердаме проходит ежегодная ярмарка Big Art, предлагающая музеям и коллекционерам крупноформатные произведения современных художников и дизайнеров. В качестве места проведения, следуя международному тренду по освоению необычных пространств, была выбрана легендарная амстердамская тюрьма, получившая прозвище Бейлмербайес (Bijlmerbajes).

Голландский арт-рынок переживает не лучшие времена, традиционные ярмарки современного искусства не вызывают бурного интереса коллекционеров, несмотря на сравнительно невысокую стоимость работ современных художников и программу КунстКоп (KunstKoop), позволяющую покупать произведения в кредит и без процентов. Очевидно, что галеристы и организаторы ярмарок пытаются найти новые форматы, способные привлечь публику и новых коллекционеров. Одна из самых заметных фигур в этом движении — голландский куратор Анне ван дер Зваг, учредитель Big Art и директор еще одной специализированной ярмарки — Object Rotterdam.

Ярмарка Big Art была учреждена в 2016 году. Основная идея смотра — представить самый широкий спектр работ, созданных в разных техниках, будь то живопись, рисунок, скульптура, фотография, керамика, текстиль или объекты, инсталляции, видео-арт и даже перформанс. В качестве места проведения выбирается какое-нибудь замысловатое и необычное здание. Впервые она проходила в опустевшем здании Бриллиантовой биржи. Во второй раз — в одном из исторических памятников в центре Амстердама, доме De Zonnewijzer («Солнечные часы»), построенном в 1615 году на канале Херенграхт.

Организаторы намеренно избегают традиционного разделения на стенды по галереям, а пространство предстает как единая экспозиция, где на каждой этикетке к работе указано не только имя художника и описание произведения, но нередко цена, а также контакты галереи или автора.

Концепция Big Art на первый взгляд проста, но довольно необычна для Амстердама, известного дефицитом больших пространств даже в домах состоятельных голландцев. Тем не менее ярмарка пользуется всё большей популярностью и набирает обороты, увеличивая количество участников и пространство экспонирования. В своем третьем сезоне она заняла около 5000 кв. м и включает более 80 произведений размера XL.

Нынешнее место проведения смотра — тюрьма Бейлмербайес была построена в 1978 году и представляет собой комплекс из шести бетонных башен, объединенных многочисленными коридорами и проходами.

В 2016-м все заключенные были переведены в другие учреждения, а в здании был организован центр для беженцев, который функционирует до сих пор. В прошлом году было принято решение о строительстве на месте тюрьмы нового ультрасовременного комплекса жилых и офисных зданий с уникальной рекреационной зоной и вертикальным парком на месте одной из башен. Разработчиком генерального плана и архитектурной концепции выступает знаменитое голландское бюро OMA, основанное Ремом Колхасом. Строительство планируется завершить в 2023 году, а демонтаж старых конструкций уже начался.

Посещение ярмарки превращается в увлекательный и неповторимый квест по одному из самых закрытых и опасных исправительных учреждений. Произведения располагаются в длинных коридорах, бывших камерах, душевых, служебных помещениях и зонах досуга. Несмотря на то, что произведения не объединены общей темой, некоторые из них оказываются удивительно созвучны атмосфере места.

Одна из первых работ на выставке — инсталляция Эрика Сепа «Город свободы» демонстрирует модель разрушающегося здания, по которому стекает вода из старых коммуникаций. Серия рисунков Ко Артса, выполненных углем, буквально представляет портреты самих тюремных бетонных башен. Тема заключения, несвободы, остроумно обыграна в инсталляции художника по стеклу Маринке ван Зандвейк, поместившей разноцветные амёбоподобные объекты в небольшие клетки.

В экспозиции можно увидеть несколько произведений, созданных прямо на месте, — настенная живопись Маттео Черетто Кастильяно, Ко Артса, Люка Боде, инсталляция Сюзан Дрюммен, заполнившая пол в одном из помещений. После завершения ярмарки работы останутся в здании, но художники предлагают воспроизвести подобные произведения по заказу покупателя.

Помимо инсталляций, на ярмарке ощутимо присутствие большого количества скульптуры, выполненной в самых разнообразных материалах — полиуретан (Ян Эрик Виссер), дерево (Гербрандт Бюргер), металл (Эвердт Хильгеман), стекло (Стефан Гросс). Одним из самых запоминающихся проектов стала серия «Сироты» Брама Элленса — объекты, сколоченные из старых картин, повернутых холстом внутрь.

Что касается традиционной живописи, выполненной в технике холст/масло, то таких произведений оказалось немного, и представлена она в основном двумя направлениями — неоминимализмом (Лус Комен, Инез Смит) и неоэкспрессионизмом (Анна Биттерсол, Ге-Карел ван дер Стеррен). Гораздо интереснее оказались большеформатные графические работы Арьяна ван Хелмонда, Ракель Маульвурф, Андреа Радая и других.

На ярмарке представлены в основном голландские художники и известные амстердамские галереи, такие как Albada Jelgersma, Van Zijll Langhout/Contemporary art, C&H Gallery, Frank Taal, Galerie Roger Catwijk, WOW Serieuze Zaken, Galerie Bart и другие. Редкое исключение составляют несколько работ немецких и итальянских художников, графическая серия британцев Гилберта и Джорджа. Стоимость представленных вещей сравнительно невысока — от €500 до €30 000.

И всё же Big Art представляется скорее поп-ап платформой, хеппенингом, как ее называют голландские критики, нежели реальным инструментом повышения уровня продаж. Участие в ярмарке не приняли двое крупнейших игроков — Galerie Ron Mandos и Galerie Akinci.

Зато ярмарка прекрасно демонстрирует специфику голландского современного искусства с его приверженностью к концептуализму, минимализму, заветам арте повера и группы «Ноль», культуре сквотов и панку, стремлением к экспериментам без оглядки на рынок и взыскательный вкус потенциальных покупателей.