В Русском музее в Санкт-Петербурге на ретроспективу Кузьмы Петрова-Водкина собрали более 250 произведений его живописи и графики. Часть из них редко выставляется.
«Купание красного коня», «Материнство», «Смерть комиссара» и «Портрет В. И. Ленина» — вероятно, самые привычные образы, которые всплывают в голове зрителя при упоминании имени художника. Но задача ретроспективы, приуроченной к грядущему этой осенью 140-летию со дня его рождения, — максимально полно рассказать о всей непростой жизни Петрова-Водкина: с долгими поисками собственного стиля, источниками вдохновения (от поездок по стране и за рубежом до счастливой встречи в крошечном пансионе под Парижем с будущей женой-музой), отношениями с «Миром искусства», отверженностью и признанием. Именно для этого кураторы и собрали, помимо известных вещей из собраний Русского музея и Третьяковки, картины, эскизы и графику из провинциальных музейных коллекций, которые редко появляются и в самих музеях, и на столичных выставках. Прежде всего — из Художественного музея Хвалынска, где родился художник и куда жена и дочь Петрова-Водкина передали многие материалы после его смерти.
Среди участников выставки, предоставивших произведения, — Государственный Эрмитаж, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева, Петербургский театральный музей и Музей театрального искусства им. А. А. Бахрушина из Москвы. В двух последних — крупные коллекции сценографических эскизов художника, много работавшего с театром.