Во Владивостоке начала работу IX Международная биеннале визуальных искусств VIBVA. Куратор Сян Липин (главный куратор музея Power Station of Art в Шанхае) объявила тему биеннале — «Морфология порта» и основного проекта — «Правила игры». «Порт — место, где очень многие вещи возникают впервые, предвосхищая подобное появление в других местах, — поясняет Липин. — В прибрежных городах формируются новые правила, определяя модель поведения и взаимодействия людей, государств. Мы говорим о соревновании между людьми, между человеком и природой». На это заявление художники ответили выставочными проектами, развернувшимися на пятнадцати площадках во Владивостоке, включая остров Русский.

Илья и Эмилия Кабаковы
«Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта»

Инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта», созданная в 1997 году, не теряет актуальности, являясь ясным воплощением такой темы, как конкуренция, заложенная в человеческой природе. Работа экспонируется в залах Приморской картинной галереи, как и два других произведения основного проекта: живописное полотно «Деконструкция и сосуществование» китайского художника Ван Шаоцяна, посвященное государственным флагам, и керамическая композиция «Олимпиада 2020: фестиваль здоровых мертвецов» японского художника Нобуаки Такекавы.

Нобуаки Такекава
«Олимпиада 2020: фестиваль здоровых мертвецов»

Исторические пространства будущего центра «Эрмитаж-Владивосток», некогда служившие административным помещением торгового дома «Кунст и Альберс» (постройка архитектора Георгия Юнгхенделя 1903 года) отданы инсталляции «Существование сети», для которой корейской художнице Бу Джихён понадобилось двадцать тонн морской соли. Кристаллы мерцают в свете синей иллюминации, напоминая о дне морском. К истории судоходства отсылает работа Сони Лаймер (Австрия) «Новая земля». Стоит буквально перейти улицу Алеутскую, чтобы в Старом дворике ГУМа посмотреть на произведения художников Владивостока, работающих в самых разных медиа: инсталляцию Ирины Фомичевой «Новый рейс», гигантскую рыбу «Молчание» — «текстильный» объект Маши Ламзиной. В проекте «Плоды воображения. Невельской» Романа Иванищева и Ксении Фроловой (творческое объединение «Hero4Hero») языком манги пересказаны события 29 июня 1850 года, когда исследователь Дальнего Востока Геннадий Невельской поднял российский флаг в низовьях Амура и без единого выстрела присоединил к России 36% ее нынешней территории. Знаменитое видео «Энергия покоя» Марины Абрамович и Улая о противостоянии мужчины и женщины показывают в антикафе «Третье место». Взаимосвязям внутреннего и внешнего пространства посвящена работа московской художницы Дарьи Кротовой-Шлоссер «Море внутри», представленная в рамках параллельной программы в Центре современного искусства «Артэтаж».

Марина Абрамович
«Отдохновение / Энергия»
1980

В Приморском Мариинском театре развернута фотовыставка «Поэма о воде» Рольфа Гобитса. Чтобы познакомиться с работами российской художницы Ольги Киселевой, профессора Сорбонны, ныне живущей в Париже, надо, переехав через мост, оказаться на острове Русский. Проект в жанре сайнс-арт, представленный в Приморском океанариуме, создавался совместно с научным сотрудником и членом ДВО РАН Ольгой Шевченко и рассказывает о строении одноклеточных микроводорослей. На Ворошиловской батарее показывают видеоработу Ольги Киселевой «Завоеватели Арктики» — ожившую карту Арктики, покрытую логотипами компаний, нарушающих ее экологию. На лужайке рядом с остатками другого фортификационного сооружения острова, 13-й батареей, знаменитый китайский художник Джан Юй наполнил водой пять тысяч белоснежных фарфоровых чаш (инсталляция «Наполняя водой»).

И, наконец, в Центре современного искусства «Заря» открылась выставка «К Востоку прилагается Запад или к дивану прилагается хвост». Российский дуэт художников «Ели Кука», натянув веревки и канаты, как всегда красочно и весело сделал отсылку к портам и торговым связям во Владивостоке.