Открылась первая в Испании масштабная ретроспектива Сони Делоне, для проведения которой нашелся и дополнительный повод. Сто лет назад художница-абстракционистка открыла бутик Maison Sonia в Мадриде. Тогда, в 1917 году, Делоне, несколько отойдя от станкового искусства, окунулась в зону утилитарного, занявшись дизайном одежды и предметов интерьера. На многопрофильности и универсальности героини и сделала акцент куратор проекта «Искусство, дизайн и мода» в Музее Тиссена-Борнемисы искусствовед Марта Руис-дель-Арболь.

Соня Делоне (1885–1979), она же Сара Штерн, родилась на территории Российской империи, в местечке Градижск под Полтавой. Рано потерявшую родителей, ее удочерил дядя, присяжный поверенный Генрих Терк, дав воспитаннице отличное образование в столице. В 1910 году в Париже она становится женой художника Робера Делоне, под влиянием которого отходит в своих работах от реализма и фигуративности в сторону абстракции, экспериментов с цветом и ритмом.

Вместе с мужем Делоне разрабатывает принципы так называемого живописного орфизма, основанного на эффектах движения, возникающего при сопоставлении контрастных цветов. Помимо орфизма, супруги Делоне считаются основоположниками авангардного направления «симультантизм». Соня одновременно с художественными экспериментами скроила себе в стиле симультантизма платье и оформила интерьер собственного дома. После революции 1917 года, уже не получая пособия от своей семьи, обеспечивавшего ей финансовую стабильность, Соня Делоне решает поставить свое искусство на коммерческие рельсы, что ей с успехом удается.

Соня Делоне в тунике с вышивкой, шляпе и с зонтиком собственного дизайна, 1920, Мадрид
Делоне в одном из своих расшитых пальто, 1925

Эскизы для балета «Клеопатра» 
Четыре шали
1918

Эскизы костюмов для балета «Клеопатра»
1918

Пальто для Глории Свенсон, 1925  | Платье в стиле «симультантизм», 1913

Жакет
1928
Palais Galliera, Musée de la Mode de la Ville de Paris

«Philomène»
1907
Centre Pompidou, París

«Simultaneous Contrasts»
1913
Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid

«The Bal Bullier»
1913
Merzbacher Kunststiftung

«Dubonnet»
1914
Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Madrid

«Flamenco Singers / Large Flamenco»
1915-1916
Museu Calouste Gulbenkian, Lisboa

«Portuguese Still Life»
1916

«Still Life. Faraway Voyages»
1937
Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Madrid

«Design 965»
1930

«Working Design»
1929-1930

«Rythme couleur»
1964
Paris, musée d’Art moderne