В музее Метрополитен в Нью-Йорке открывается выставка «Эпическая абстракция: от Поллока до Эрреры». Из коллекции Мет отобрали 50 топовых произведений — живопись, скульптуру, ассамбляжи. Классика американской послевоенной абстракции в экспозиции обросла параллелями в работах художников других стран и более молодого поколения.

Абстрактный экспрессионизм сложился в Нью-Йорке в послевоенные годы. На его возникновение в большой степени повлияли художники-эмигранты из Европы. Андре Бретон, Андре Массон и Марсель Дюшан стали проводниками европейских современных течений в американском искусстве. Метод автоматического письма, открытый сюрреалистами, увлек американских художников, которые превратили интимное действие «погружения в подсознание» в шоу сродни ритуалам индейских шаманов. Магические действия Джексона Поллока, в экстазе разбрызгивающего краску по холсту, моментально сделали абстракцию флагманом американского искусства. Вскоре абстрактный экспрессионизм стал популярен и в других странах, где сложились собственные «школы».

Главное место на выставке занимает живопись Джексона Поллока и его ранние рисунки, в которых можно разглядеть направления его поисков. Картины Виллема де Кунинга, Клиффорда Стилла, Франца Клайна создают панораму разных вариантов «нью-йоркской школы».

Медитативная живопись Марка Ротко придает абстракции метафизическое измерение. С движением были тесно связаны и Хедда Штерн, и уроженец Филиппин Альфонсо Оссорио. Работы американских абстракционистов представлены в диалоге с японскими художниками из группы «Гутай», такими как Кадзуо Сирага, или европейскими — например, венгерской художницей Илоной Кешерю.

Следующее поколение художников — Кармен Эррера, Эллсуорт Келли, Роберт Мангольд и Алехандро Пуэнте укротили эмоциональность абстрактного экспрессионизма, работая на стыке минимализма в 1960–70-е годы.

Isamu Noguchi
«Kouros»
1945
The Metropolitan Museum of Art, Fletcher Fund, 1953
© 2018 The Isamu Noguchi Foundation and Garden Museum, New York / Artists Rights Society (ARS), New York

Jackson Pollock
«Number 28, 1950»
1950
The Metropolitan Museum of Art, New York, The Muriel Kallis Steinberg Newman Collection
© 2018 Artists Rights Society (ARS), New York

Mark Rothko
«No. 13 / White, Red on Yellow»
1958
The Metropolitan Museum of Art
© 1998 Kate Rothko Prizel & Christopher Rothko / Artists Rights Society (ARS), New York

Franz Kline
«Black, White, and Gray»
1959
The Metropolitan Museum of Art
© 2018 The Franz Kline Estate / Artists Rights Society (ARS), New York

Kenneth Noland
«October, 1961»
1961
The Muriel Kallis Steinberg Newman Collection
© Estate of Kenneth Noland

Louise Nevelson 
«Mrs. N’s Palace»
1964–1977
The Metropolitan Museum of Art
© 2018 Estate of Louise Nevelson / Artists Rights Society (ARS), New York

Inoue Yūichi
“Kanzan / Cold Mountain»
1966
© Unagami Masaomi

Anne Truitt
«Goldsborough»
1974
The Metropolitan Museum of Art
©annetruitt.org/Bridgeman Images/Matthew Marks Gallery

Joan Mitchell
«La Vie en Rose»
1979
The Metropolitan Museum of Art
© Estate of Joan Mitchell

Thornton Dial
«Shadows of the Field»
2008
The Metropolitan Museum of Art
© 2018 Estate of Thornton Dial / Artists Rights Society (ARS), New York

Carmen Herrera
«Equilibrio»
2012
The Metropolitan Museum of Art
© Carmen Herrera

Mark Bradford
«Duck Walk»
2016
The Metropolitan Museum of Art
Courtesy the artist and Hauser & Wirth
Photo: Joshua White