В музее Метрополитен в Нью-Йорке открывается выставка «Эпическая абстракция: от Поллока до Эрреры». Из коллекции Мет отобрали 50 топовых произведений — живопись, скульптуру, ассамбляжи. Классика американской послевоенной абстракции в экспозиции обросла параллелями в работах художников других стран и более молодого поколения.
Абстрактный экспрессионизм сложился в Нью-Йорке в послевоенные годы. На его возникновение в большой степени повлияли художники-эмигранты из Европы. Андре Бретон, Андре Массон и Марсель Дюшан стали проводниками европейских современных течений в американском искусстве. Метод автоматического письма, открытый сюрреалистами, увлек американских художников, которые превратили интимное действие «погружения в подсознание» в шоу сродни ритуалам индейских шаманов. Магические действия Джексона Поллока, в экстазе разбрызгивающего краску по холсту, моментально сделали абстракцию флагманом американского искусства. Вскоре абстрактный экспрессионизм стал популярен и в других странах, где сложились собственные «школы».
Главное место на выставке занимает живопись Джексона Поллока и его ранние рисунки, в которых можно разглядеть направления его поисков. Картины Виллема де Кунинга, Клиффорда Стилла, Франца Клайна создают панораму разных вариантов «нью-йоркской школы».
Медитативная живопись Марка Ротко придает абстракции метафизическое измерение. С движением были тесно связаны и Хедда Штерн, и уроженец Филиппин Альфонсо Оссорио. Работы американских абстракционистов представлены в диалоге с японскими художниками из группы «Гутай», такими как Кадзуо Сирага, или европейскими — например, венгерской художницей Илоной Кешерю.
Следующее поколение художников — Кармен Эррера, Эллсуорт Келли, Роберт Мангольд и Алехандро Пуэнте укротили эмоциональность абстрактного экспрессионизма, работая на стыке минимализма в 1960–70-е годы.