В Музее изящных искусств Бостона открылась выставка «Матисс в студии» — первое крупное международное исследование роли предметов из личной коллекции в жизни прославленного художника.

Практически любая художественная мастерская — это «шкатулка с сокровищами», наполненная неодушевленными фрагментами жизни и моделями своего хозяина. Матисс объекты, в избытке наполнявшие его студию, считал универсальными, одновременно вдохновляющими и утилитарными. В 1951 году он даже сравнивал их с актерами: «Хороший актер может участвовать в десяти разных пьесах; объект может сыграть роль в десяти картинах». На выставке эти предметы из разных периодов художника также выступают в роли «первых скрипок».

Идея выставки проста, но любима зрителями: вещи из коллекции художника выставляют рядом с созданными им произведениями, на которых они изображены. Вот «живая» ваза, а вот натюрморт с ней же; тут африканская маска — рядом скульптура Матисса, ею вдохновленная.

Экспозиция собрана Музеем Матисса в Ницце, Бостонским музеем с участием многих европейских и американских частных коллекций, а также лондонской Королевской академией искусств, куда выставка переедет 5 августа.

Henri Matisse, «Interior with Egyptian Curtain», 1948, The Phillips Collection, Courtesy Museum of Fine Arts, Boston
Artist Unknown, Egyptian tent curtain, Egypt, 19th-early 20th century, Private Collection

Henri Matisse
«Goldfish and Sculpture», 1912, Museum of Modern Art, New York, Courtesy Museum of Fine Arts, Boston
«Reclining Nude I», 1907, Collection of the Albright-Knox Gallery, Buffalo

Henri Matisse, «Purple Robe and Anemones», 1937, The Baltimore Museum of Art Maryland, © The Baltimore Museum of Art
Artist Unknown, Jug, Northern France, late 18th century, Musée Matisse, Nice

Henri Matisse «Vase of Flowers», 1924, © 2011 Succession H. Matisse, Paris / Artists Rights Society (ARS), 
New York, © Museum of Fine Arts, Boston
Artist Unknown, Vase, early 20th century, Musée Matisse, Nice

Henri Matisse, «Self‑Portrait», 1906, Statens Museum for Kunst, Copenhagen, Courtesy Museum of Fine Arts, Boston
Artist Unknown, Mboom mask, 19th-early 20th century, Musée Matise, Nice

Henri Matisse
«Head of Jeannette I», 1910 (cast 1953) | «Head of Jeannette III», 1911 (cast 1966) | «Head of Jeannette V», 1913 (cast 1954)
Hirshorn Museum and Sculpture Garden, Washington D.C

Henri Matisse, «The Moorish Screen», 1921, Philadelphia Museum of Art. Courtesy, Museum of Fine Arts, Boston
«Haiti», late 19th-early 20th century, Musée Matisse, Nice

Henri Matisse
«Interior with an Etruscan Vase»
1940
The Cleveland Museum of Art, Cleveland
© 2017 Succession H. Matisse / Artists Rights Society (ARS), New York
Courtesy, Museum of Fine Arts, Boston

Henri Matisse
«Woman on a High Stool / Germaine Raynal», early 1914, Museum of Modern Art, New York. Courtesy, Museum of Fine Arts, Boston
«The Serpentine», 1909 (cast 1948), Hirshhorn Museum and Sculpture Garden, Washington D.C.
«Marguerite», 1906-1907, National Musée Picasso, Paris

Artist Unknown, Calligraphy panel, Musée Matisse, Nice. Photograph by François Fernandez
Henri Matisse, «Acrobat», 1952, Musée national d’art moderne, Paris

Henri Matisse
«Mimosa» 1949–1951, © 2017 Succession H. Matisse / Artists Rights Society (ARS), New York. Courtesy Museum of Fine Arts, Boston
Maquette for red chasuble (back) designed for the Chapel of the Rosary of the Dominican Nuns of Vence, late 1950-1952, Museum of Modern Art, New York

Artist Unknown, Embroidered textile, 19th‑early 20th century, Photograph by François Fernandez, Courtesy, Musée Matisse / Museum of Fine Arts, Boston
Artist Unknown,  «Head of an apostle», possible James the Greater,  13th to 14th century,  Musée Matisse, Nice

Photograph by Henri Cartier-Bresson  of Matisse with his collection of Kuba cloths and a Samoan tapa on the
wall behind him, Villa La Rêve, Vence, 1944
© Henri Cartier-Bresson/Magnum Photos
Courtesy Museum of Fine Arts, Boston