Это первая за полвека всеобъемлющая ретроспектива в Америке венгерского дизайнера, известного своими теоретическими работами в области фото- и киноискусства, одного из лидеров мирового авангарда начала XX века. Согласно утопическим идеям Ласло Мохой-Надя (1895–1946), юриста по образованию и художника-самоучки, искусство для улучшения жизни человека должно работать рука об руку с технологией: «Работа художника позитивна только тогда, когда она ведет к познанию нового. Моя цель — делать современную работу в современную эпоху».

MoholyNagy

Laszlo Moholy-Nagy
«Photograph» (Self-Portrait With Hand)
1925-1929
LACMA

Его жизненный путь был весьма извилист. В 1919 году Мохой-Надь из Венгрии эмигрировал в Австрию, а затем отправился в Берлин, где тогда бился нерв общеевропейской художественной жизни. Молодой венгр становится корреспондентом авангардного художественного журнала «Ма», одновременно как живописец переходит от экспрессионизма к опытам в кубизме, откуда прямой путь вел его в конструктивизм, к тем трехмерным, остроумно трансформируемым кинетическим моделям, отчасти благодаря которым Мохой-Надь вошел в историю искусств. Поиски венгерского художника шли во многом параллельно с творческими исканиями Александра Родченко, Эль Лисицкого, Казимира Малевича.

В 1923 году по приглашению Вальтера Гропиуса Мохой-Надь начинает работать в Баухаузе в Веймаре, руководя мастерской металла и преподавая вводный курс. В 1937 году Мохой-Надь уже в Штатах, где в Чикаго по рекомендации всё того же Гропиуса становится директором «Нового Баухауза», а после его закрытия создает там же собственную Школу дизайна.

MoholyNagy9

«19»
1921
President and Fellows of Harvard College

MoholyNagy10

«A 19»
1927
© 2017 Hattula Moholy-Nagy/Artists Rights Society (ARS), New York/VG Bild-Kunst, Bonn

MoholyNagy3

«Red Cross and White Balls»
1921
Museum Kunstpalast Düsseldorf
© 2017 Hattula Moholy-Nagy/Artists Rights Society (ARS), New York/VG Bild-Kunst, Bonn
© Museum Kunstpalast — Horst Kolberg — ARTOTHEK

MoholyNagy8_2

«Once a Chicken, Always a Chicken»
1925
LACMA

MoholyNagy11

Radio Tower Berlin
1928
© 2017 Hattula Moholy-Nagy/Artists Rights Society (ARS), New York/VG Bild-Kunst, Bonn
© The Art Institute of Chicago

MoholyNagy14

«Space Modulator Experiment, Aluminum 5»
1931
© 2017 Hattula Moholy-Nagy/Artists Rights Society (ARS), New York/VG Bild-Kunst, Bonn

MoholyNagy12

«A II» / «Construction A II»
1924
LACMA

MoholyNagy7

Cover and design for Painting Photography Film, 1st ed., Bauhaus Books 8
1925
© 2017 Hattula Moholy-Nagy/Artists Rights Society (ARS), New York/VG Bild-Kunst, Bonn

MoholyNagy16

«Space Modulator CH for R1»
1942
© 2017 Hattula Moholy-Nagy/Artists Rights Society (ARS), New York/VG Bild-Kunst, Bonn
photography by Peter Schälchli

MoholyNagy4

«Construction»
1922
Harvard Art Museums/Busch-Reisinger Museum

MoholyNagy17

«CH BEATA I»
1939
LACMA

MoholyNagy18

“AL 3”
1926
LACMA

MoholyNagy15

«Vertical Black, Red, Blue»
1945
© 2017 Hattula Moholy-Nagy/Artists Rights Society (ARS), New York/VG Bild-Kunst, Bonn
photo © 2016 Museum Associates/LACMA