В Новый год, конечно, всем хочется чуда. Только что открывшаяся выставка в Музее Анатолия Зверева, АЗ, работает исключительно на исполнение этого желания. Пространство трех этажей особняка преобразовано в тотальную инсталляцию (дизайн выставки: Геннадий Сенев), рассказывающую четыре — грустные и загадочные — сказки Ганса Христиана Андерсена.
К созданию синтетического произведения кураторы призвали все виды искусства: видеоарт, музыку, театр, дизайн.
Евгения Смольянинова, вдохновляясь подводным миром андерсеновской «Русалочки», написала музыкальную композицию специально к выставке, композитор же Ираида Юсупова — ироничную мелодию к сказке о голом короле.
В качестве иллюстрации к этому же произведению датского сказочника Андрей Бартенев создал кинетический объект «Нити обмана» и в день вернисажа удивил публику красочным перформансом. Нежнейший и трогательный движущейся объект «Дикие лебеди» Татьяны Баданиной собой украсил второй этаж музея.
Кульминация выставки — дворец китайского императора, выстроенный на третьем этаже. Музыка Игоря Стравинского из оперы «Соловей», написанной по сказке Андерсена, сочетается в этом лаковом красном пространстве с пением механического соловья (кинетический объект Рудольфа Серажетдинова). В бесконечной анфиладе зеркал отражается «Китайский император» — работа Кати Филипповой. Фоном сказочному миру становятся видео медиахудожника Александра Долгина, увеличившего и оживившего героев виртуозной графики Анатолия Зверева. Трепетные, совсем небольшого формата листочки с иллюстрациями к «Сказкам Андерсена», созданными художником в 1961 году по просьбе хореографа Александра Румнева, заключены в расставленные в углах экспозиции прозрачные витрины.
Остается лишь гадать, как на такой воображариум отреагировал бы сам Зверев.