Выставка, открывающаяся в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея, посвящается ныне утраченным пейзажным видам Неаполитанского залива с Визувием на горизонте, который так любили запечатлевать живописцы, и Сильвестр Феодосьевич Щедрин (1791–1830), выдающийся русский художник эпохи романтизма, в их числе.

Холм Позиллипо на юго-западе Неаполя еще в античные времена начал застраиваться богатыми патрицианскими виллами. Впоследствии его облюбовали путешественники, совершавшие модный в XIX столетии гран-тур.

Этот сувенирный вид после Второй мировой войны был изменен хаотичной застройкой кварталами с собственными пристанями, и Позиллипо таким, каким его видел Щедрин, с 1818 года живший в Италии, уже более не существует.

Сильвестр Щедрин "Вид Неаполя. Набережная Санта-Лючия" 1829

Сильвестр Щедрин
«Вид Неаполя. Набережная Санта-Лючия»
1829

В 1820-е годы группа пейзажистов из Италии, Голландии, Германии и России, в том числе художники Антонио ван Питло, Акилле Вианелли, Карл Вильгельм Гёцлофф, Джачинто Джиганте и Сильвестр Щедрин, объединяется в кружок, так называемую школу Позиллипо. Считается, что пейзажи, выполненные членами школы на пленэре в ярких лучах солнца, с резкими контрастами света и тени и изображавшие виды неаполитанского побережья, явились предвестниками техники импрессионизма.

Сильвестр Щедрин "Храм Сераписа в Поццуоли" 1828

Сильвестр Щедрин
«Храм Сераписа в Поццуоли»
1828

В экспозицию вошло около сотни полотен представителя золотого века русской живописи пейзажиста Сильвестра Щедрина и наиболее известных мастеров школы Позиллипо из собрания Русского музея.

Сильвестр Щедрин "Лунная ночь в Неаполе" 1827

Сильвестр Щедрин
«Лунная ночь в Неаполе»
1827